Без шамана не разобраться: как Яблонский Антипинский НПЗ развивал?
История с взысканием денег по долгам Антипинского НПЗ упирается в интересную деятельность Анатолия Яблонского по освоению банковских средств.
Сбербанк собирается взыскать более 91 млрд рублей с бывшего трейдера Антипинского НПЗ по договору займа и кредита. Ответчиком в иске выступает компания «Новый поток», которая была основана в 2015 году и до 2019 года входила в ГК New Stream Дмитрия Мазурова, а затем перешла под контроль предпринимателя Анатолия Яблонского.
В истории разбирался корреспондент УтроNews.
Бенефициар Яблонский
Яблонский на момент выкупа НПЗ был заместителем председателя совета директоров банка «Авангард», чьим основным бенефициаром был Кирилл Миновалов, главой Союза производителей коньяка и руководителем Кизлярского коньячного завода.
Яблонский начал заход на Антипинский НПЗ задолго его покупки на торгах. В мае 2020 года директором там, как утверждает «Коммерсант» стала Ирина Самарина, которая с 2016 по 2024 годы являлась главой ОАО «УК Русэнергокапитал», чьим учредителем до 2021 года значился Яблонский. Выходит, что по НПЗ всё было решено заранее, а конкуренция между компаниями и ООО «Сокар энергоресурс» за этот актив была формальной, как и сам выкуп предприятия на торгах. При этом решение о привлечении в сделку со структурами Яблонского средств госбанка принималось руководством кредитной организации.

Илья Трабер. Фото: https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/68/347219735962688.jpeg
Яблонский мог здесь представлять не только свои интересы. Буквально за 11 дней до выкупа НПЗ в 2021 году предприниматель вышел из состава учредителей ООО «Новые коммунальные технологии» – компании-оператора морского порта в Усть-Луге. Яблонский контролировал в данном предприятии 37,5%, а после его ухода контроль перешел к Илье Траберу.
Трабер, который в определенных круга имеет прозвище «Антиквар», стал контролировать почти всё в Усть-Луге после того, как под суд попал Валерий Израйлит. Таким образом, Яблонский и Трабер как минимум являются партнерами. Трабер давно имеет виды на топливный бизнес и поэтому может быть связан с историей с НПЗ. Если рассуждать в таком духе, то многое в истории с Антипинским НПЗ становится ясным.
Есть здесь и иностранный элемент. В Высоцке, еще одном торговом порту в Ленобласти, существует компания «Новая технологическая компания». Журналисты в 2021 году обращали внимание, что ее название подозрительно похоже на ООО «Новые коммунальные технологии».
Так вот, собственником этой структуры через кипрский офшор Valna Holdings Limited был почетный консул Белиза в РФ, гражданин Кипра и юрист Христодулос Василиадес. Данная компания являлась оператором проекта по строительству угольного терминала в Высоцке.
При этом Valna Holdings Limited купила ООО «Новые коммунальные технологии» у лукойловского топ-менеджера Валерия Субботина.
Нефтебизнес и харьковский шаман
На 2021 год основным претендентом на выкуп НПЗ «Антипинский», который на тот момент являлся крупнейшим отечественным НПЗ из не принадлежащих вертикально-интегрированным компаниям вроде «Роснефти» и «Газпром нефти», считалось ООО «Сокар энергоресурс». Кроме азербайджанской госкомпании Socar она была связана с бывшим вице-президентом «Лукойла» Валерием Субботиным.
В последствии данный актив ушел его хорошему знакомому Яблонскому. Компания 14 марта 2024 года получила новое название ООО «Энергоресурс ТК» и находится в собственности кипрского Energoresorce RT Ltd.

Валерий Субботин. Фото: https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/resized/640xH/media/img/1/34/296226646550341.jpg
Валерий Субботин приходится братом другому топ-менеджеру «Лукойла» Александру Субботину, который в мае 2022 году скоропостижно ушел из жизни. Тело Александра Субботина было найдено в подвале дома в Мытищах в комнате, используемой для проведения ямайских ритуалов вуду, куда покойный прибыл со слов шамана Магуа Флоресу в состоянии сильного алкогольного.
Это едва ли не единственный такой случай в России, когда подобная история случилась с человеком олигархического уровня. И что интересно, этот шаман вовсе не сибиряк или представитель культуры Майя, а уроженец Харькова Александр Пендюрин. Пендюрин вместе с женой открыл бизнес по выводу из запоев, но не справился с проблемами Александра Субботина.
Дорогие читатели! Не обращайтесь к шаманам, магам, экстрасенсам, бабкам-шепетухам и прочим травникам, а пользуйтесь доказательной медициной, а то иначе подобное лечение может привести к смертельному исходу.
Человек Чуяна
Еще Яблонского называют человеком Игоря Чуяна, который девять лет был главой Федеральной службы по регулирования алкогольного рынка, а значит контролировал самый надежный в РФ бизнес. После отставки Чуяна заподозрили в злоупотреблении полномочиями, которое повлекло тяжкие последствия. Следователи выяснили, что Чуян был бенефициаром банка, погоревшего на кредитовании алкогольных компаний.
После открытия уголовного дела Чуян скрылся в Израиле, а затем жил в третьей стране под украинским паспортом. Интересно, после всего этого у кого-то остались вопросы, почему госбанк не может получить деньги с компании Яблонского?
Кто помог Яблонскому?
ООО «Нефтяная компания «Новый поток» находится в собственности ООО «РИ-Инвест» (100%) и АО «Управляющая компания «Кедр» (доля в капитале меньше 0,01%), причем обе доли находятся под обременением. Держателями залога являются ООО «СБК Актив» и ООО «СПК Проект», сейчас их собственники скрыты из-за событий 2022 года.
ООО «РИ-Инвест» существует с 2014 года и также скрывает учредителей от посторонних глаз, но до 2022 года ими были АО «Управляющая компания «Кедр» и Яблонский. Судя по всему, этот предприниматель остается конечным бенефициаром бизнеса.
До 1 марта 2024 года компания называлась ООО «Русинвест» и переименовалась «РИ-Инвест», когда у нее начались проблемы. В 2021 году структура победила на аукционе по выкупу имущества Антипинского НПЗ за 110,867 млрд рублей.
Вторым участником торгов было ООО «СБК Комплект», которая из той же линейки, что и залогодержатели долей ООО «РИ-Инвест» и АО «Управляющая компания «Кедр». Получается, структуры Сбера составляли Яблонскому конкуренцию на торгах по НПЗ и одновременно банк давал ему деньги на выкуп предприятия, а теперь хочет взыскать их обратно.
Откуда деньги, Зин?
Только дальше еще интересней. Изначальным собственником «Нового потока» был действительно Мазуров, но важно не это, а то, что данное предприятие в 2018 году начало испытывать финансовые затруднения из-за острой нехватки оборотных средств.
Сначала главный кредитор помог «Новому потоку» деньгами, а затем по заявлению ООО «СБК» в Арбитражный суд Тюменской области ввел в отношении «Нового потока» процедуру наблюдения, а в декабре 2019 года суд признал фирму банкротом.

Анатолий Яблонский. Фото: https://vlst1.pro/upload/news/2021/03/10/10712.jpg
В мае 2019 года Сбербанку перешли 80% акций «Нового поток» от кипрской Vikay Industrial Limited Мазурова к ООО «Сокар энергоресурс», которое принадлежало еще одному кипрскому офшору Energoresorce RT Ltd, которое представляло собой совместное предприятие Socar Russia Investments (кипрская дочка азербайджанской фирмы Socar, 60%) и Сбербанка (40%). Получается, что и до торгов НПЗ частично владел Сбербанк.
УтроNews продолжит следить за круговоротом событий в этой занимательной истории.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости