Экономика

«Кушать подано» Махмудова

Оператор бортового сервиса на поездах «Сапсан» принимает нового бенефициара. Инвестор ООО «Модуль», возможно, тесно связан с совладельцем УГМК миллиардером Искандером Махмудовым, который ранее занимался этим проектом. Махмудов «оживился», потому что РЖД увеличивает количество «Сапсанов», а значит наращивает прибыль? Кого на этот раз «прикормит» олигарх?

"Кушать подано" МахмудоваОАО «РЖД» увеличивает количество поездов «Сапсан» с 16 до 29, а это значит — спрос на бортовое питание вырастет. Если в 2017 г. выручка «ЕСП-Сервис», которая и обслуживает поезда, подскочила на 17,19% до 1,73 млн рублей, можно ожидать, что с увеличением рейсов, показатели будут только расти, сообщает корреспондент УтроNews. Очередной «лакомый кусочек» для Искандера Махмудова?

А миллиардер очень плотно работает с «РЖД» и с начала 2000-х и регулярно получает многомиллионные подряды. Еще в 2012 г. бизнесмен выкупил 75% «Желдорреммаш» – дочерней организации «РЖД». А фирма миллиардера «Трансмашхолдинг», которая производит вагоны для РЖД, недавно оформила подряд на сумму – 273 млн рублей. Кроме этого олигарх владеет «Московской пассажирской компанией», которая курирует 56% всех пригородных перевозок России. В общем, с поездами и пассажирами Махмудов «на ты».

Вот и в 2018 г. фирма «Трансмашхолдинг» и Центральная пригородная пассажирская компания заключили договор на совместную закупку 23 поездов «Иволга», об этом сообщал «Коммерсантъ«. Поезда предназначались для рейсов наземного метро. Оплатить проект согласилась АО «РЖД», выдав на первом этапе 25 млрд рублей. Полная стоимость проекта оценивалась в 50-60 млрд рублей. Деньги подрядчику, то есть Махмудову и его партнеру и совладельцу УГМК Андрею Бокареву должны были выделить Москва и РЖД.

Вот только, поговаривают, что если провести такие же работы, но для подземного метрополитена, выйдет в десятки раз дешевле. Бизнесменам было выгоднее «оформить» более дорогой проект? И здесь заинтересованной стороной мог выступить не только Махмудов, но и мэр Москвы Сергей Собянин и глава РЖД – Олег Белозеров. Кроме них в проект «вписался» глава столичного департамента транспорта Максим Лискутов, которому приписывают «тесное» знакомство с Махмудовым.

Вообще «Трансмашхолдинг» – считай единственная компания, которая поставляет московскому метрополитену вагоны. Остальные «не справляются». По данным «Ведомостей» компания получила от Москвы два «мощный» контракта до 2018-2020 г.г.: на 644 вагонов (сумма – 143,96 млрд рублей) и на 768 вагонов (сумма 133,14 млрд рублей). По итогу уже за 7 лет сотрудничества Махмудов получил от мэрии столицы за поставки и обслуживание вагонов метро и трамваем порядка 132,8 млрд рублей.

"Кушать подано" Махмудова

Искандер Махмудов везде найдет «лазейку»?

Ну, а кто не любит щедрое финансирование и большие деньги? Вот и Искандер Махмудов «хватается» за любые возможности заработать. О «мутной» истории 2018 г. с вливанием денег в проект «Северный широтный ход», в котором, возможно, миллиардер занимал не последнее место, писали корреспонденты The Moscow Post. Финансировать проект, стоимость которого аж 130 млрд рублей взялись сразу 5 банков: «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк», «ЕАБР» и «ВЭБ». Поговаривают, что за «крупной» сделкой мог стоять и Искандар Махмудов.

Дело в том, что реализацией проекта занималась управляющая компания СШХ и дочерняя организация «РЖД» – «КРП-Инвест». Учредителем первой компании выступала фирма «Спецтрансстрой» бизнесмена Юрия Рельяна и его заместителя Владимира Токарева, о которых ходит немало скандальных слухов. А учредителем «КРП-Инвест» выступал ГУ «Желдорреммаш», которой, в свою очередь управляло ООО «Локотех» с единственным учредителем – кипрской «Тасмонеро Инвестментс Лимитед».

В этой паутине учредителей мог фигурировать и Искандер Махмудов, и «выводить» средства за границу через иностранную фирму. Потому что ГУ «Желдорреммаш» была ликвидирована еще в 2004 г., но появилась АО «Желдорреммаш», которая выступает 100% дочерней организацией РЖД. То есть к финансированию в 130 млрд рублей Махмудов мог подобраться со всех сторон.

А что было «до»?

В прошлом миллиардер «увлекался» и рейдерскими захватами. По слухам фирма «Трансмашхолдинг» в составе «Трансгрупп» АС погасила часть задолженности Брянского машиностроительного завода, приобрела часть активов и «пропихнула» в управление нужного человека. После, средства из предприятия были выведены через «неизвестные» офшоры. Точно такая же схема сработала с приобретением 62% акций Муромского стрелочного завода.

Кроме этого ходили слухи, что миллиардер приобрел «Кузбассразрезуголь» в 2006 г., прибыль которого выросла аж до 7,7 млрд рублей. Правда, государству ничего не досталось. Поговаривают, что Махмудов мог «вывести» деньги через австрийскую фирму Krutrade AG, главой которой был давний партнер миллиардера Андрей Бокарев. При этом последний значился директором «Кузбассразрезугля».

Видимо, бизнес Махмудова не всем по душе. В январе 2019 г. произошел пожар на владикавказском заводе «Электроцинк», который входит в структуру УГМК. По версии следствия возгорание случилось из-за поджога, общая площадь тушения – 4,5 тыс. кв. м., во время происшествия погиб один пожарный. До пожара во Владикавказе проходили массовые митинги о закрытии завода «Электроцинка», об этом сообщил портал «Рамблер«. Кому-то Искандер Махмудов перешел дорогу?

Да и трудно, наверно, миллиардеру следить за всем сразу. Бизнес у Махмудова действительно огромный. Например, миллиардер является учредителем ООО «Аэроэкспресс» и держит 17,5% акций, его доля находится под обременением. Кроме Махмудова в списке учредителей числится ОАО «РЖД» (25%) и Андрей Бокарев (11,66%). Прибыль компании на 2017 г. составила 619 млн. рублей при выручке 6,1 млрд рублей.

"Кушать подано" Махмудова

Щедрые заказчики «Аэроэкспресс»

Вот и УГМК, президентом которой является Искандер Махмудов, объединяет более 40 промышленных предприятий по всей стране. Организация зарабатывает огромные деньги: прибыль на 2017 г. – 13 млрд рублей.

"Кушать подано" Махмудова

Правда, совсем недавно, в феврале 2019 г. вокруг УГМК разгорелся скандал. Дело в том, что на Сибайском карьере, где стоит Сибайский филиал Учалинского горно-обогатительного комбината, зафиксировано горение. Филиал должен был «озадачиться» ликвидацией последствий окисления горнорудных пород в недрах карьера еще в прошлом году. Из-за горения в воздухе были зафиксировано превышение допустимой концентрации вредных веществ: например, процент диоксида серы превышал норму в 6,8 раз, а это прямая угроза жизни, об этом писала «Версия«.

Да, Махмудов успел везде «закрепиться». Вот и теперь возможное сотрудничество с РЖД сулит неплохой доход. Миллиардер решил забраться на ступеньку повыше в списке Forbes «200 богатейших бизнесменов 2019»? Пока что Искандар Махмудов занимает «почетное» 18 место с доходом в 6,6 млрд долларов. Вот только какой ценой? И не будут ли пассажиры «Сапсана» страдать от непомерных «аппетитов» Махмудова. Себя бизнесмену тоже ведь хочется накормить.

Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости
To Top