Экономика

Литвак «оттяпал» Тамань?

Проект сухогрузного района морского порта Тамань все никак не сдвигается с мертвой точки, в то время как терминалы и другие проекты уже вовсю отстраиваются группой ОТЭКО Мишеля Литвака. 

Литвак "оттяпал" Тамань?Как сообщает корреспондент УтроNews, согласно сведениям о выполнении «дорожной карты» развития морских портов Азово-Черноморского бассейна, проект сухогрузного района (СР) морского порта Тамань все еще надеются реализовать к 2024 году. 

При этом портово-индустриальный парк группы ОТЭКО Мишеля Литвака вовсю выполняет свои проекты и строит терминалы. Как говорят в Кремле, финансирование ведется за счет компании без привлечения средств федерального и регионального бюджетов.

При этом не так давно стало известно, Мишель Литвак построил угольный терминал в порту Тамань в том числе на деньги государственного ВТБ. Банк открыл кредитную линию в 2018 году. Общая стоимость угольного терминала — около $2 млрд. 

Всего предполагается, что группа компаний ОТЭКО построит в порту Тамань восемь заводов. Общая сумма запланированных инвестиций в этот составляет $8 млрд. 

В это же время, в отличие от терминалов ОТЭКО, сухогрузный район, строить который правительство планировало совместно с РЖД и угольными компаниями, за 8 лет так и не вышел дальше бумаги. И может быть, не выйдет? 

Даже несмотря на всяческие старания вице-премьера Максима Акимова и его намеки, что проект СР — один из ключевых в магистральном плане развития инфраструктуры, сейчас у этого проекта самое серьезное отставание. Изначально ввести его планировали в 2020 году, а после — сдвинули на 2024 год. Хотя и это все еще вызывает сомнения. 

То есть получается, что частная структура ОТЭКО вовсю демонстрирует успешное выполнение заказов, в то время как проект СР порта Тамань полностью забуксовал. Неудачу последнего объясняют снижением европейских цен на уголь и отказа от привлечения средств федерального бюджета, однако чаще всего такое положение дел лишь демонстрирует, какие проекты лоббируются сверху, а какие — нет. 

Вспомним, как клинья к Тамани подбивал Литвак, и кто ему в этом помогал. Еще с начала нулевых предприниматель искал подход к таманскому порту.

С правительственной помощью

Помимо уже существующего нефтеналивного терминала, Мишель Литвак хотел построить терминалы. В 2006 году проект бизнесмена даже показывали лично президенту Владимиру Путину. Тогда сумма государственных инвестиций якобы оценивалась в 115 млрд руб. Что для любого предпринимателя, несомненно, безусловно, рассчитывал.

Как бельгийский бизнесмен советского происхождения оказался в порту Тамань

В 2014 году показалось, что проект попал под удар. Тогда был присоединен Крым, а таманский порт, как утверждали в правительстве, выпал из приоритетных проектов. Но уже на следующий год выяснилось, что порт вообще-то уже строится. И строится именно Литваком. В кабмине вдруг резко передумали? Или же бизнесмен кому-то «занес», чтобы освоить побольше земель порта?

На руку бизнесмену, поговаривают, сыграл тогдашний министр транспорта Максим Соколов. Министерство совместило проекты строительства крымского моста с проектом сухогрузного района порта Тамань. 

Проект удивил экологов: вместо очевидного варианта с 5-километровым строительством с кубанской косы Чушка выбор был сделан в пользу 19-километрового перехода, возведение которого предполагалось с косы Тузла. Эксперты утверждали, что это значительно дороже, технически сложнее и грозит новой бедой местной экосистеме. Но кого это когда-то беспокоило? 

Все тогда быстро сообразили, что к чему: этот вариант в правительстве выбрали вовсе не из-за лучшего обеспечения Крыма транспортным сообщением, а из-за лоббирования развития порта «Тамань». И, поговаривают, протолкнул эту идею именно Соколов. Кто был конечным интересантом — напоминать не стоит…

Литвак "оттяпал" Тамань?

Сейчас у этого бизнесмена освоение порта продвигается на «ура»

Какую долю с этого получил экс-министр? Все же деньги были выделены немалые. Не «распил» ли он их вместе с Литваком? 

Была поддержка у бизнесмена и еще с одной стороны. За передачу земель порта Литваку активно выступал и министр Максим Орешкин. Именно его Министерство экономического развития год назад предложило передать группе ОТЭКО зарезервированные под проект территории площадью свыше свыше 1 млн кв. м. 

Тогда второпях чиновники даже не успели согласовать между собой проект передачи, и направили доклад напрямую Владимиру Путину, в обход вице-премьера Александра Дворковича. Так спешили быстрее получить «на лапу» от щедрого бизнесмена? Или просто Дворкович тоже «в доле» и с его стороны сделка была согласована заочно?

Есть у Литвака и другие полезные связи. Например, его жена — дочь экс-депутата Госдумы Александра Меткина. Вполне вероятно, что он мог замолвить словечко за строительства порта.

Еще более реалистично это выглядит после того, как в 2017 году Меткин сложил полномочия в пользу работы в ОТЭКО. Получается, подготовил себе бизнес-площадку из чиновничьего кресла, а потом ушел зарабатывать деньги. Тем более что в 2003 по 2005 год Александр Меткин был заместителем генерального директора ОТЭКО, а в 2005-2013 годы трудился генеральным директором «Таманьнефтегаз», который сейчас возглавляет Литвак. Видимо, интересы этих он и отстаивал в Госдуме. 

Кто конкретно и в какой степени продвигает интересы Литвака в правительстве — сказать сложно. Быть может, все и сразу. Мало кто из чиновников упустит возможность прикоснуться к таким сумасшедшим суммам. Однако то, что у бизнесмена есть лобби и на сегодняшний день, не вызывает никакого сомнения. 

Сомнения вызывает только честность ведения его бизнеса. Все-таки прошлое у Литвака мутное. 

Новый российский бизнесмен

Семья Мишеля Литвака эмигрировала в Бельгию из СССР. Однако в 90-х — «лучшее» время для строительства бизнеса — Литвак вернулся на родину. В России он учредил компанию «Русский мир», которая изначально занималась поставкой товаров из Китая на отечественный рынок. Однако вскоре Литвак сменил направление и переключился на прибыльное дельце — транспортировку нефтепродуктов. 

Так все деньги «Русского мира» пошли в цистерны, и бизнесмен принялся заниматься морскими перевозками нефти. 

Однако, поговаривали, сеть контролируемых «Русским миром» фирм была создана лишь для того, чтобы уйти от налоговых служб России. Злые языки вспоминают историю, как Литвак сплавлял нефтепродукты английской фирме «Хедли Коммодиз», которая выводила прибыль в британские офшоры, не облагаемые налогами. 

 В 1998 году «Русским миром» заинтересовалась Генпрокуратура. Против Мишеля Литвака было возбуждено дело об уклонении от уплаты налогов, которое на тот момент, как говорят, стало самым громким в России. Сообщалось, что бизнесмен задолжал государству 70 млн долларов. Правда, дело это в итоге замяли. Получается, Литвак вышел сухим из воды, а главное — сохранив свои денежки. Как такое возможно? 

Впрочем, сейчас на этот вопрос, как и на многие другие, никто не ответит. Старые «заслуги» предпринимателя остались забыты. Это подтверждает и тот факт, что в апреле Мишелю Литваку выдали российское гражданство. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. 

Литвак стал «своим» бизнесменом. Видимо, подошел по менталитету — любит поглощать государственные земли и зарабатывать на них деньги. А насколько честным путем — русскому предпринимателю не столь важно. 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

To Top