Экономика

Придатка не получилось

Назло недоброжелателям, Россия все никак не станет экономическим придатком Китая, несмотря на все санкции и коррупционные издержки.

Ушедший год оказался беспрецедентно тяжелым для всех областей экономики, включая промышленность. В одном только октябре 2020 года, в разгар второй волны пандемии, индекс промышленного производства в России сократился почти на 6%. Закрылись сотни предприятий, тысячи людей оказались без работы, правительство вынуждено было запустить руку в “кубышку”, чтобы поддержать людей.

Параллельно с этим на Россию продолжалось идеологическое давление, эксперты, включая западных аналитиков, наперебой рассказывали о том, как наша страна становится эконмическим придатком то стран Запада, то Китая. Как писал РБК, в мировом распределении труда Россию относили к китайской экономической зоне. Мол, реальных достижений у российской промышленности нет, и она всё больше становится сырьевым и технологическим придатком Китая.

Параллельно с этим на нашу страну продолжается беспрецедентное санкционное давление, а также коррупционные издержки внутри страны. Наше издание много писало о том, как коррупция и наплевательское отношение чиновников тормозят развитие отечественной науки и техники.

Между тем, попытки списать Россию в утиль и страны третьего мира безосновательны. Несмотря на все проблемы, в 2020 году наша страна смогла добиться существенных успехов на целом ряде направлений, которые превращают все разговоры о придатке Китая в дешёвую пропаганду, имеющую мало общего с реальностью. УтроNews решил вспомнить, какие достижения мы можем записать себе в актив по итогам прошедших 12 месяцев.

Первая вакцина

Первое, пожалуй, является ключевым, и относится не только и не столько к промышленности. Россия стал первой страной, которая в условиях пандемии смогла разработать и зарегистрировать вакцину от новой коронавирусной инфекции.

Ей стала вакцина Спутник V, разработанная известным еще с советских времен государственным центром имени Гамалеи. По итогам ноябрьских испытаний её эффективность была подтверждена на уровне не менее 92%. Параллельно с этим было развернуто её масштабное производство, а также продажа за рубеж.

Третий, заключающий этап массовых испытаний сегодня находится на завершающем этапе, вакцина уже поступает в пункты вакцинации по всей стране. Заявки на её закупку подали более 50 стран, включая такие высокоразвитые, как Израиль. С марта 2021 года в стране должно быть развернуто производство 30 млн доз вакцины ежемесячно, об этом писала “Российская газета”.

Заявку на Спутник V оставили уже 50 стран мира

Вакцина разрабатывалась при финансировании и кураторстве скандального Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Его глава Кирилл Дмитриев не раз становился героем наших публикаций. Мы предполагали, что он может иметь личный интерес во многих проектах с бюджетным финансированием. Однако, похоже, что в случае с вакциной общественная значимость была так велика, а внимание к его работе со стороны руководства страны такое пристальное, что поживиться на этой теме просто не получилось.

Другое важнейшее достижение российской промышленности, которое делает разговоры о придатке кого бы то ни было пустой болтовней, стало превращение России в чистого нетто-экспортера пластиков. Речь о двух базовых видах полиэтилена, на которых производится упаковка и полимерные трубы. Причина – запуск завода “Сибура” и последовавший рост поставок за рубеж. Об этом писал РБК.

Отставание от тройки лидеров по производству пластиков – США, Китая и Саудовской Аравии, остаётся значительным. Однако Россия впервые в своей истории претендует на рекордную для себя долю рынка в 3,5% от мировых мощностей. На протяжении начала 21 века эта доля лишь снижалась – с 2,3 до 2% в 2018 году – на фоне ввода новых производств в КНР, Иране и других странах.

Ситуация изменилась благодаря запуску в 2019 году завода “Сибура” “Запсибнефтехим” в Тобольске. В этом году он вышел на проектную мощность в 2 млн тонн в год, инвестиции составили $9 млрд. Выход завода на полную мощность стал таким важным событием, что его – единственное из промпредприятий в декабре 2020 года, посетил Президент Владимир Путин.

Импортозамещение

Далее следует обратиться к другим героям наших публикаций – главе “Ростеха” Сергею Чемезову и главе Минпромторга Денису Мантурову. Много копий было сломано вокруг бизнеса, которым совместно занимаются семьи двух чиновников, по итогам работы в 2020 году им можно предъявить много претензий.

Однако были и серьёзные успехи, и в нашем случае это, прежде всего, успешная разработка нового магистрального самолёта МС-21. Специально для него на предприятиях был создан новейший двигатель РД-14, который уже прошел испытания и показал свою эффективность. Страны, в которых существует производство закрытого цикла таких двигателей, можно пересчитать на пальцах одной руки. Россия входит в их число.

При создании печально известного “Сухого Суперджета” Мантурова и Чемезова критиковали за то, что существенная часть комплектующих производится в других странах. В случае с МС-21 этот недостаток будет устранен.

До конца 2021 года будут отработаны технологии изготовления композиционных материалов на основе углеродных волокон производства компании UMATEX (входит в “Росатом”). Итогом всей работы должно быть завершение создания опытного МС-21 с импортозамещенными агрегатами и проведение сертификационных испытаний самолета.

До 2024 года планируется импортозаместить всего 54 агрегата и элемента систем МС-21, в том числе вспомогательную силовую установку, механизм перестановки стабилизатора, агрегаты бортового радиоэлектронного оборудования, топливной системы, гидравлические рукава, шины, спасательные аварийные трапы и плоты, кресла пилотов, элементы интерьера пассажирской кабины. Об этом писал “Интерфакс”.

В октябре 2020 года произошло еще одно важное событие – знаковое для российской промышленности и флота. В Мурманске гендиректоры “Атомфлота” Мустафа Кашка и “Балтийского завода” Алексей Кадилов подписали акт приема-передачи универсального атомохода “Арктика”.

Это самый передовой и мощный ледокол в мире. Страны, способные создать такой корабль, также можно пересчитать по пальцам одной руки, и Россия в это число входит. При этом “Арктика” стала лишь головным судном проекта 22220, или ЛК-60Я мощностью 60МВт с ядерной силовой установкой.

“Арктика” стала гордостью российского атомного флота

Создание ледокола шло не без проблем и задержек, о чем мы также рассказывали на страницах нашего издания. Но результат есть результат – при всех претензиях к участвовавшим в его создании корпорациям работы завершены. Важно, что это произошло на колоссальное санкционное давление, доказав, что политика сдерживания России в технологической и производственной сфере неэффективна.

На протяжении всего 2020 года продолжались коррупционные скандалы в госкорпорации “Роскосмос” под управлением Дмитрия Рогозина – еще одного постоянного героя наших публикаций. Отдадим ему должное – вопреки всем проблемам, были и успехи, и успехи значимые.

В конце 2020 года на космодроме Плесецк наконец то состоялись государственные испытания новой тяжелой ракеты-носителя “Ангара-А5”. Они закончились успешно, макет массой порядка 2,4 тонны был доставлен на геостационарную орбиту. Казалось, этому успеху удивился сам Дмитрий Рогозин, написавший в твиттере, что она, “черт возьми”, летает.

Благодаря этому до 2020 года планируется осуществлять с космодрома Плесецк до 20 запусков ракет-носителей Ангара легкого и тяжелого класса в год, что позволит обеспечить гарантированный независимый доступ и постоянное присутствие России в космосе. Так что слухи о смерти российской космической отрасли, несмотря на все проблемы, оказались преждевременны.

Мы назвали лишь несколько ключевых проектов, где было государственное участие. Имеющих стратегическую значимость, но далеко не всех. Были и другие успехи, уже без государственной компоненты.

Например, в Башкирии заработало новое предприятие по формированию и ремонту колесных пар для грузовых вагонов, в промпарке “Северный” под Белгородом заработало производство пластмассовых и металлических изделий для железнодорожной техники, в Кузбассе завершена вторая очередь вагоноремонтного предприятия – всего сотни новых производств.

Это говорит о том, что несмотря на все издержки и санкции, Россия остаётся в обойме самых высокоразвитых в технологическом отношении государств, а значит у нашей экономики есть будущее, у людей будут рабочие места, а тезис о России, как о сырьевом придатке Китая останется идеологическим штампом.

Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости
1 Комментарий

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    ВВЕРХ