Политика

Савельева выводят из «пике»

Очередные «вливания» в «Аэрофлот» прикрывают проведением допэмиссии акций компании?

Савельева выводят из "пике"Как сообщает корреспондент УтроNews, Михаил Мишустин распорядился провести допэмиссию акций «Аэрофлота». Ее объем не сообщается, она пройдет по открытой подписке.

При этом государство должно сохранить текущую долю в компании (51,17%). В структуру под руководством Виталия Савельева продолжают вливать огромные деньги в надежде на положительные изменения? Но возможно в этом случае нужен не «кэш», а смена руководства?

О планах правительства поддержать авиаперевозчика во времена «коронакризиса» поползли слухи еще в июне. Тогда Reuters писали, что сумма допэмиссии может составить 80 млрд рублей. Были названы и потенциальные покупатели. Так, акции на 50 млрд якобы приобретет государство, а остальное поделят поровну между собой ВТБ и «Российский фонд прямых инвестиций». По данным РБК, капитализация «Аэрофлота» за первый квартал 2020 года составила 76 млрд рублей. Таким образом, ВТБ и РФПИ могут получить по 9,5% долей в компании.

Неужто глава ВТБ Андрей Костин решил «запартнерится» с Сергеем Чемезовым, чьему «Ростеху» принадлежит 3,5% «Аэрофлота»?

Впрочем, господину Чемезову придется подвинуться. Ожидаемо, на новость о допэмиссии рынок отреагировал негативно: акции компании «ухнули» на 3,5%. А это значит, что доли миноритариев в результате размоются.

Учитывая, что доли могут отойти государственным компаниям, идея с допэмиссией выглядит лишь как попытка сокрыть очередные «вливания» в авиакомпании.

До этого в начале июля правительство предоставило авиаперевозчику госгарантии по кредитам на 70 млрд рублей. А в мае Росавиация согласовала «Аэрофлоту» субсидии на 7,9 млрд рублей — треть отраслевых субсидий.

Савельева выводят из "пике"

Виталий Савельев намерен «захапать» еще больше бюджетных денег?

Впрочем, помогают авиаперевозчику не только материально, но и на законодательном уровне. Так, Правительство РФ выпустило постановление, которое позволяет авиакомпаниям компенсировать отмену рейсов ваучерами, не возвращая покупателям деньги за билет. Злопыхатели утверждали: эту инициативу пролоббировал «Аэрофлот» Виталия Савельева, за которым, поговаривают, стоят глава Минпромторга Денис Мантуров и Сергей Чемезов. Якобы они лично заинтересованы в сокращении убытков госперевозчика.

Кроме того, в целях экономии, «Аэрофлот» решил не выплачивать дивиденды за 2019 год, сообщает «Коммерсантъ». Савельев старается всеми способами придержать деньги?

Пассажиров превратили в груз

С одной стороны, понятно — «потери» у «Аэрофлота» колоссальные: по данным РБК, чистый убыток компании за январь-март 2020 года составил 22,48 млрд рублей, что на 42,8% больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

Казалось бы, причина этому — отмена пассажирских рейсов из-за пандемии. Вот только в первом квартале «Аэрофлот» перевез всего на 12,3% меньше пассажиров, чем за аналогичный период 2019 год. Так может все-таки причина финансовых проблем не кризис, а неумелый менеджмент господина Савельева?

Тем более, что судна «Аэрофлота» все-таки летали, невзирая на все запреты. Напомним, с 23 марта Россия ограничила международное авиасообщение, разрешив только эвакуационные рейсы, предварительно согласованные с Росавиацией и принимающей стороной. Но «Аэрофлот» почему-то продолжал летать и во время частичных ограничений, а с начала лета возобновил рейсы из столицы во Франкфурт-на-Майне, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Сеул и Тель-Авив. Об этом сообщали «Ведомости».

Правда, попасть на борт, «отплывающий» за рубеж, может далеко не каждый: билеты начинают продавать лишь за несколько суток до рейса, цены на них существенно выше обычных, а информация о вылете можно получить только по неофициальным каналам. Как же госперевозчику удалось провернуть данную схему? Все просто — перевозки регистрировали как грузовые, а они-то запрещены никогда не были.

Впрочем, даже с учетом «мутных» пассажирских перевозок, компания перешла в режим экономии. Или только сделала вид? Так, она отказалась от всех рекламных контрактов и поставила на паузу переговоры о продлении спонсорского соглашения с Российским футбольным союзом, а также с футбольными и баскетбольными клубами ЦСКА.

Но, вот сюрприз, от сотрудничества с английским футбольным клубом «Манчестер Юнайтед» она не открестилась. Как сообщало PASMI, забугорным спортсменам «Аэрофлот» отправит почти 1 млрд рублей! Сразу видно, за кого болеет Виталий Савельев…

В компании, правда, поспешили оправдаться: мол, контракт еще до кризиса был продлен до 2022 года, к тому же полностью оплачен в 2018. Но такое заявление вызвало только больше вопросов.

Ведь в 2018 году чистая прибыль компании упала до 5,7 млрд (для сравнения, в 2017 она составила 23 млрд). При этом английским футболистам было направлено 5 млрд. Совет директоров «Аэрофлота» не смутило, что компания направила на спонсорство сумму, сопоставимую с чистой прибылью?

Да и высший менеджмент авиаперевозчика не спешит затягивать пояса. Например, в разгар пандемии Савельев решил приобрести четыре автомобиля представительского класса «Мерседес Бенз С» или эквивалент. Согласно информации «Единой информационной системы в сфере закупок», на приятную покупку компания выделила 34,7 млн рублей.

В скандалах как в шелках

И хотя авиаперевозчик больше не вкладывается в рекламу, черный пиар никуда не делся. В начале июня в СМИ появилась информация о травмировании собаки породы сиба-ину на рейсе Москва — Симферополь. Пса везли в багажном отсеке. Когда после полета хозяйка получила свой ценный груз, оказалось, что собака находилась в окровавленной переноске, у нее были травмированы морда и пасть.

Однако от обвинений «Аэрофлот» открестился: мол, никаких нарушений при перевозке не выявлено, а животное могло само повредиться, пытаясь выбраться из клетки, писал «ТАСС».

Что ж, очевидно, что отношение к братьям нашим меньшим, у авиакомпании не самое трепетное. Не удивительно, что в начале июля пассажирам эвакуационного рейса из Шанхая было предложено, считай, выкинуть своих питомцев на улицу. Животных отказались брать на борт, хотя проездные документы на них были приобретены. В результате пришлось подключиться даже Госдуме: она направила в «Аэрофлот» просьбу вывезти домашних животных, писали РИА «Новости». «Приструнить» господина Савельева могут только депутаты?

А ему бы следовало вести сейчас себя немного сдержаннее. В руководстве «Аэрофлота» разразился коррупционный скандал: осенью 2019 года под арестом оказались зам Савельева Владимир Александров и экс-директор юридического департамента перевозчика Татьяна Давыдова. Как сообщал «Коммерсант», их подозревали в хищении 250 млн рублей. Якобы «Аэрофлот» платил им за защиту своих интересов в суде, тогда как они в заседаниях на самом деле не участвовали.

Уж не сдадут ли бывшие подчиненные своего руководителя? Ведь трудно поверить, что Савельев был не в курсе их дел.

Впрочем, четверть миллиарда — не такая уж и большая сумма для «Аэрофлота». Своим сотрудникам она не скупится выплачивать солидные деньги. Разумеется, только топ-менеджерам. Например, в 2019 году компания выплатила им премии на 2,1 млрд. Но после авиакатастрофы с «Суперджетом» Савельев пообещал подчиненных поощрительных выплат лишить. Но, по странному совпадению, при этом компания увеличила размер вознаграждения руководству почти на 40%. То есть, по сути, «топы» остались при своих деньгах!

Но, а пока Савельев, видимо, чувствует себя спокойно: государственные денежки продолжают капать на счета «Аэрофлота». Но долго ли еще продлится такая «сладкая жизнь»?

Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 × 1 =

ВВЕРХ