Скажи мне брат в чем соль: что общего у Блиновской с главой Роскачества
Супруга главы Роскачества Максима Протасова вкладывает в чайный бизнес деньги, которые тот заработал вместе со скандальным бизнесменом Дмитрием Аржановым.
Совладелец Chef’s Markets Евгений Панин и Лилия Протасова жена главы Роскачества (Максима Протасова) запускают есть «Московская чайная». Поддержку проекта под эгидой привлечения в столицу большего числа туристов должен оказать Мостуризм.
В истории разбирался корреспондент УтроNews.
Компаньонша Блиновской
Практически все активы достались Лилии Протасовой от мужа, который с 2015 года управляет Роскачеством, однако в последние годы дама занялась личными проектами. До «Московской чайной» в 2022 году она пыталась делать совместный бизнес с «королевой марафонов» Еленой Блиновской.
Речь идет о глэмпинговом (продвинутый отдых на природе) проекте «Точка немо», который был зарегистрирован на ООО «Ветер». Начинание было пафосно открыто, но лишилось внятной перспективы после того, как семья Блиновских стала фигурантами уголовного дела по налогам, ведь через их канал всё это раскручивалось.
Алексей Блиновский в 2023 году вышел из ООО «Ветер», а Лилия Протасова сохранила там долю в 20%. При этом показатели компании снижаются – оборот в 2024 году упал на 13% и дело идет к сворачиванию проекта, в котором два года назад прошли обыски. Следователи тогда обнаружили незаконный яхт-клуб и прочие проявления недобросовестной коммерческой деятельности, что больно ударило по репутации Протасовых и вынудило Лилию Протасову расстаться с Блиновскими. Сегодня за проект, который, видимо, был профинансирован протасовскими компаниями, отвечает Нина Синицына – она также компаньон Лилии Протасовой по ООО «Бейдевинд».
Семейный бизнес
На Лилию Протасову зарегистрировано немало организаций, главным из которых остается ООО «Руссоль-СЗ» с выручкой в 2 млрд рублей. Компания создана в 2010 года и до 2017 года оставалась записанной на кипрский офшор ФОШОН ЛИМИТЕД. После выхода из протасовского бизнеса эта «прокладка» была ликвидирована, так что, похоже, это был принадлежащий семейству офшор.
Подтверждает это сюжет с ООО «Русбизнес». Сначала эта фирма была записана на ФОШОН Лимитед, затем была перерегистрирована на Лилию Протасову, а сегодня ее собственником является Никита Протасов – сын главы Роскачества и его супруги.

Максим Протасов. Фото: https://dpru.obs.ru-moscow-1.hc.sbercloud.ru/images/article/2019/03/21/583689EE-B944-4B0B-92D3-A2C8D21ACFA4.jpg
Другой зарубежной структурой, которая может быть связана с Протасовыми, является ФОРСАЙТ ЭССЕТС КОРП с Виргинских островов. Данная компания присутствовал в ООО «Нафг». После ее ухода оттуда в декабре 2017 года одной из собственниц стала Лилия Протасова.
Женщина вскоре заложила свою долю в банке предположительно под кредит на развитие, а в 2019 года вышла из учредителей организации. При этом если судить по движению долей в капитале ООО, то интересы Протасовых могли быть зашиты в ООО «АФ Холдинг», а это уже интересно.
Сегодня данная структура принадлежит Дмитрию Аржанову и является одним из юридических лиц агропромышленного холдинга AF-Group. Данная структура в десятые годы была замешана в скандале по поглощению холдинга «Разгуляй» при слиянии AF-Group и «Ангстрема» в ведущего производителя риса в РФ «АФГ Националь».
История с «Разгуляем» оценивалась некоторыми СМИ как рейдерский захват и даже вошла в своеобразное «резюме» Аржанова, наряду с его работой в девяностые на Бориса Немцова. Хозяин «Разгуляя» Дмитрий Потапенко сначала отказался от предложения Аржанова, но после того, как его компаньон по бизнесу Ильгиз Валитов написал заявление о хищении 20 млрд рублей, стал сговорчивей. Вот так, Аржанов взял под контроль «АФГ Националь».
Данная компания по профилю всегда была близка к Протасову, чьи личные структуры и производили консервы, кетчупы, соль и горчицу. Подтверждает присутствие Протасова в этой истории и то, что он с 2016 по 2017 годы был учредителем ООО «АФ Холдинг», а затем передал свою долю жене. Но арест Аржанова в 2020 году обернулся тем, что «АФГ Националь» вскоре был перехвачен Искандером Махмудовым.
Казус Аржанова
Спешный выход Протасовой из ООО «Нафг», видимо, был связан с проблемами Аржанова, который в 2020 году стал обвиняемым. Дело громкое и сложное, которое дошло до суда только в 2024 году. Следствие обвинило Аржанова в том, что он в составе ОПС похитил 5,5 млрд рублей у «Россети Центр и Поволжье», не перечислив компании деньги, которые были заплачены потребителями. И это только один эпизодов карьеры Аржанова.

Дмитрий Аржанов. Фото: https://s11.stc.yc.kpcdn.net/share/i/12/10701592/wr-960.webp
Хищения у «Россетей Центр и Поволжье» с 2011 по 2020 годы проводились через «ТНС энерго Нижний Новгород», где Аржанов с 2012 по 2017 годы был руководителем и одним из владельцев наряду с ВТБ, Евгением Гинером и «Ростехом» (Они партнеры в рамках ИК «Технопромэкспорт»).
Сложно представить, что остальные бенефициары «ТНС Энерго Нижний Новгород» не были в курсе такой деятельности. Возможно, из-за этого дело Аржанова за 4,5 года не дошло до вердикта суда. Доказательства против него, судя по всему, весомые, из-за чего процесс направлен на затягивание дела с целью его закрытия без получения Аржановым реального срока лишения свободы.
«ТНС Энерго Нижний Новгород» было создано на базе компании «Транснефтьсервис С», которая ранее являлась одной из дочек «Транснефти». Фирма занималась покупкой электроэнергии на оптовом рынке и перепродажей ее другим «дочкам» Транснефти. Одним из интересантов там значился Михаил Абызов – еще один персонаж из группы выпускников МГУ вместе с Дерипаской, Мельниченко и Протасовым. Возможно, Абызов и вывел затем Протасова на Аржанова. В 2023 году Абызов был приговорен к двенадцати годам лишения свободы за сделку с Мельниченко по компании «Сибэко», которую он провел, будучи министром, открытого правительства.
Начинал с Дерипаской и Мельниченко
Сегодня Протасов кроме Роскачества известен в первую очередь солью. Он начал строить солевую империю в середине нулевых, куда вложил деньги, которые заработал в девяностые годы. В 1993 году Протасов вместе с Алексеем Шароновым открыл чековый инвестиционный фонд «Вега», через который партнеры скупали акции алюминиевых предприятий, а затем перепродавали знакомым по МГУ в лице будущих олигархов Олега Дерипаски и Андрея Мельниченко. Работал Протасов жестко, но тогда времена были лихие и с рейдерством никто особенно не боролся.

Михаил Абызов. Фото: https://cdn.tvspb.ru/storage/wp-content/uploads/2022/06/abfzovmdthumbnail.jpg__1200_0x0.webp
По слухам, Протасов в девяностые якобы ездил по стране с рассказами о том, что он лучше всех может обеспечить регистрационные услуги. Действовал Протасов жестко «на грани фола», а тогда это значило «без применения автоматчиков».
Данный бизнес вырос в компанию «Панорама» и слит с Фондовой регистрационной компанией (ФРК) Романа Абрамовича, так появился «Регистратор Р.О.С.Т» – крупнейший в РФ регистратор ценных бумаг. Сразу после этого Протасов продал свою долю и вложил деньги в производство консервов и холдинг «Помидорпром».
На 2004 год бизнес состоял из четырех актив: Урухского консервного завода, Волгоградского консервного завода, агропредприятия «Зара» и СП «Союзпром», представляющих собой несколько фирм в Узбекистане. Протасов вместе с партнерами зашел в этом бизнес через АО «Федеральная инвестиционная палата» и технично подвинул предыдущих собственников из SP Securities.
Операция «Консервы» у Протасова вышла мутноватой – его сторона сначала купила 10% акций этого предприятия, затем выкупила 30% у менеджеров и в конце концов сделал SP Securities то самое предложения, от которого нельзя отказаться. В разговорах здесь снова всплывало слово «рейдерство», но Протасов продолжил гнуть свою линию.
Соль вместо социализма
Таким образом, появилась инвестиционная компания P-Holding, через которую в портфель в Протасова попал сначала производитель паштетов «Гурман», а в 2008 году астраханская компания «Бассоль», которая добывает соль на озере Баскунчак. Тогда это был крупнейший в России производитель технического натрия, который использует для посыпки дорог и в промышленности.
Для «Бассоли» приход Протасова носил обернулся повторением девяностых. Этим предприятием более 30 лет руководил Евгений Демичев, который пытался построить социализм в отдельно взятом поселке Нижний Баскунчак и много вкладывал в социальную сферу. Однако компания проиграла борьбу за рынок «Артемсолью» (тогда украинское предприятие, ныне это город Артемовск, ДНР) и белорусской «Мозырьсоли», которые дотировали свой экспорт в России. Итогом всего этого стал переход предприятия в руки Протасова и прекращение нижнебаскунчаковского социализма. После того, как продажи у «Бассоли» упали на треть, Протасов воспользовался проблемами и завладел этим предприятием, котором затем стало основой его солевого бизнеса. В конце 2008 года «Бассоль» слилась с оренбургской «Илецсолью», а новая компания получила название «Руссоль», где собственником после ухода Протасова в чиновники стала его жена.
С 2015 года Протасов работает в Роскачестве, то есть фактически навязывает стандарты продуктов, марок и рецептов всем российским производителям, имея при этом собственные заводы. Конечно, они формально принадлежат жене, но муж и жена – люди близкие.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости