Американские распри и Китай
Взрывы, произошедшие в Ливане, ведут к еще большей эскалации конфликта, отметил посол РФ в Бейруте Александр Рудаков. Регион и так уже находится «в шаге от полномасштабной войны», - подчеркнул дипломат в эфире телеканала «Россия-1».
Вечером 19 сентября ВВС Израиля провели серию массированных ударов по югу Ливана, передает корреспондент УтроNews.
Это произошло после критики, прозвучавшей из Палаты представителей Конгресса США по поводу взрывов пейджеров. Глава Пентагона Ллойд Остин сказал, что опасается начала наземной операции в Ливане. Официальный представитель этого ведомства заявила, что США не поддерживают наступательные операции Израиля в Ливане или секторе Газа.
Но о прекращении американской поддержки Израиля речи не идет. Хотя вице-президенту Камале Харрис придется маневрировать перед выборами. Дональд Трамп, как безусловный сторонник Израиля, предрек уничтожение этого государства в случае ее победы на выборах, обвинив Харрис в ненависти к Израилю. Но что он скажет по поводу удара по Ливану?
Две с половиной войны
Администрация президента США Джо Байдена и вице-президента Камалы Харрис ведут две опосредованные войны, в которые США не готова втягиваться.
На евро-украинском направлении позиции Харрис и Трампа меняются. Здесь у Трампа есть основания ненавидеть Украину, подчиненную Байдену. Он также с подозрительностью относиться к Зеленскому, особенно после второго покушения. Трамп предлагает остановить конфликт, развязанный на территории Украины администрацией демократов, Харрис готова его продолжить.
Для Байдена выйти из конфликта может означать провал похуже афганского. Это станет потерей лица, может ослабить позиции Харрис в предвыборной гонке, а позиции США в Европе.
Но это еще не все. Третья кампания пока половинчатая, сосредоточена на экономических связях с Китаем. Как считают многие американцы, включая кандидатов в президенты, главную опасность для национальных интересов США, как «гегемона» представляет Китай. Пока, как экономический конкурент. На этом фоне особенно остро и как угроза воспринимается российско-китайское сближение и углубление сотрудничества Москвы и Пекина в сфере безопасности.
В лабиринте китайского вызова
Между США и КНР сложились отношения, которые называют одними из самых значимых в современном мире. Как Демократическая, так и Республиканская партии предлагают снизить зависимость от китайского импорта и решить проблему торгового дисбаланса.
Спикер палаты представителей Майк Джонсон заявил в июле, что планирует добиваться быстрого одобрения законодательства, связанного с Китаем. Многие законопроекты являются воинственными и направлены на ослабление отношений.
Но в ходе 105-минутных дебатов вице-президент Харрис и бывший президент Трамп не получили от ведущих ABC News ни одного вопроса по Китаю или Тайваню. В ходе дебатов Китай упоминался 13 раз — столько же, сколько 27 июня в дебатах между Байденом и Трампом.
Харрис обвиняла Трампа в продаже Китаю чипов, что, по ее мнению, способствовало модернизации НОАК. Трамп припомнил, что при Байдене китайские компании построили автозаводы в Мексике, забрав американские рабочие места.
Американские компании называют самой большой проблемой рост напряженности в двусторонних отношениях. В августе Байден подписал исполнительный указ, предусматривающий ограничения американских инвестиций в технологическую отрасль Китая, включая разработку полупроводников и микроэлектроники, квантовых технологий и искусственного интеллекта.
В заявлении министерства финансов США отмечается, что Китай отнесен к странам, «вызывающим обеспокоенность» тем, что развивают технологии, играющие ключевую роль с точки зрения разведывательной деятельности, слежки или применения средств в киберпространстве», что угрожает национальной безопасности США».
Сотрудник администрации заверил, что указ связан со «сферой национальной безопасности, а не экономикой», что Вашингтон «проводит политику снижения рисков со стороны КНР» и не настроен на «разделение экономик» США и Китая.
Но «разделение» идет, инвесторы уходят
Отчет Американской торговой палатой в Шанхае за 2024 год показал, что только 13% опрошенных инвесторов назвали Китай первым по значимости направлением для развития их бизнеса. В 2023 году этот показатель составлял 17%. Рейтинг Китая, как лучшего варианта для инвестиций снизился за четыре года с 53% до 34%.
За первые семь месяцев текущего года приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Китай упал на 29,6% по сравнению с 2023 годом и составил 75,8 млрд долларов. В июле объем ПИИ составил 5,6 млрд долларов, что стало самым низким показателем за последние 15 лет. Четверть опрошенных компаний сократили или приостановили запланированные инвестиции в Китае.
«Внутренняя политика США, возможно, является самым большим источником неопределенности», — говорится в отчете Американской торговой палаты.
Сказывается и замедление экономического роста в КНР. Инвестиционные банки снизили прогнозы ВВП Китая, Bank of America снизил прогноз с 5% роста до 4,8%. В ходе дебатов Китай упоминался в основном в связи с тарифами. Компании сообщают об ужесточении контроля со стороны американских регулирующих органов и сбоях в цепочках поставок.
Экспортный контроль способствовал формированию в Китае восприятия американских компаний, как ненадежных поставщиков. Среди респондентов 70% заявили, что пересматривают свои цепочки поставок. Те, кто переместил части цепочек поставок из Китая, переехали в США, Юго-Восточную Азию и Индию.
По поводу пятилетних перспектив для бизнеса в Китае, только 47% опрошенных по-прежнему настроены оптимистично, в 2021 году таких было 78%.
Китай через пять лет
Опрос проводился в мае-июне, им было охвачено 306 компаний. Выводы в целом совпали с оценками Торговой палаты Европейского союза, проводившей свой опрос. Европейцы причинами для снижения интереса со стороны инвесторов назвали замедление темпов роста экономики, вялое внутреннее потребление, избыточные производственные мощности, доступ к рынку и «повышенное внимание» Пекина к вопросам национальной безопасности.
Опросы проводились перед тем, как в Пекине прошел третий пленум, определивший экономическую политику Китая на следующие пять лет.
Пленум выдвинул «Концепцию производительных сил нового качества» в соответствии с местными условиями.
Председатель КНР Си Цзиньпин предложил этот термин в сентябре 2023 года во время инспекционной поездки в провинцию Хэйлунцзян, затем, 31 января 2024 года, он повторно говорил об этом на 11-й коллективной учебе членов Политбюро ЦК КПК. В марте Председатель КНР выступил с этой идеей в ходе 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва.
Этот подход подчеркивает значение сектора реальной экономики, но не ограничивается «тройкой новых производств» (электромобили, литиевые аккумуляторы и солнечные батареи). Отмечено, что новые производительные силы нельзя отождествлять с «виртуальной» экономикой в ущерб реальному сектору, включая традиционные производства.
Действительно, Китай имеет возможность выводить технологические новинки на свой самый большой в мире рынок, добиваясь благодаря масштабу снижения стоимости, повышения конкурентоспособности и даже превращения национальных стандартов в международные.
КНР располагает самым полным по мировым стандартам набором поддерживающих индустрий, благодаря которым возможно массовое производство практически любой новой продукции.
Капитал без капитализма
Подразумевается, что западные требования приватизации и либерализации, адресованные развивающимся странам, непригодны для их модернизации. Официальные китайские экономисты подчёркивают, что КНР добилась успеха благодаря отказу от «мифа вестернизации» и выбору своего пути, намерена преодолеть основную логику западной экономики развития.
В статье двух российских экспертов по проблемам современного Китая отмечено, что в рамках сессии «38-й коллективной учёбы Политбюро ЦК КПК 19-го созыва», проходившей в апреле 2022 года, Си Цзиньпин сказал, что в период реформ удалось «разбить оковы традиционных представлений о собственности» и признать капитал важным фактором производства, инструментом рынка для размещения ресурсов, способом и инструментом экономического развития.
«В китайской научной периодике появилась формулировка «нужен капитал, не нужен капитализм». … История правления КПК охарактеризована как процесс интеграции капитала и социализма», - сообщают Ольга Борох и Александр Ломанов в статье «Производительные силы и китайские отношения. Си Цзиньпин обновил стратегию реформ», опубликованную в журнале Россия в глобальной политике.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости