Голикова "полечит" Азербайджан?
Российский рынок для "осваивания денег" стал для вице-премьера тесноват?
Как стало известно корреспонденту УтроNews, компания "Нанолек", принадлежащая пасынку вице-премьера Татьяны Голиковой Владимиру Христенко выходит на рынки стран СНГ, зарегистрировав в Азербайджане три розничных препарата против аллергии и для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.
Там компания хочет занять 30% рынка соответствующих лекарств, а затем после выйти на госзакупки Узбекистаны и Белоруссии. В России денег Голиковой уже денег мало?
"Нанолек" зарегистрировал три международных непатентованных наименования в Азербайджане. Поставлять в розничные аптеки их планируется начать уже в этом году. Предполагается, что суммарный объем в 2019-м может достичь 50 тысяч упаковок, а в 2020 году вырастет до 110 тысяч упаковок. В "Нанолек" сказали, что аналоги всех этих трех препаратов уже есть на рынке Азербайджана, но стоимость лекарств компании будет на 10–15% ниже.
В "Нанолеке" объясняют такое решение тем, что потребность в лекарствах одного российского рынка не покрывает затраты на организацию производства для большинства препаратов.
Недавно Россию посетил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Сразу после этого стало известно о переговорах Михаила Гуцериева с ЦБ о возвращении 140 млрд долга "Бинбанка" вместо 300 млрд руб. Гуцериев уже лет 10 как инвестирует в Азербайджан и хорошо знаком с Ильхамом Алиевым.
Злые языки судачат, что азербайджанский рынок могли открыть "Нанолеку" в обмен на уменьшении долга олигарха Гуцериева. Получается, что разницу придется оплачивать государству. Можно ли в такое поверить? Тем более, что "Нанолек" – тоже частная компания. И кроме Татьяны Голиковой вряд ли кто с нее сможет получить "барыш". Какую "игру" затеяла вице-премьер?
Может, "Нанолеку" в Азербайджане будет проще скрывать вывод денег? Только за счет чего они будут зарабатываться, если компания собирается демпинговать на рынке?
Частный бизнес за ваши деньги
Компания "Нанолек" была создана в 2011 году, кода Татьяна Голикова возглавляла позже реорганизованное Министерство здравоохранения и социальной защиты. На следующий год в компанию уже вошел Владимир Христенко, сын мужа Голиковой - бывшего министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко.
С самого начала "Нанолек" мог финансироваться за счет государственных средств, получаемых "Роснано" на разработку фармацевтических препаратов на основе наноносителей. Татьяна Голикова прикрывала "освоение" госбюджета частным бизнесом?
Как писал блогер на сайте "Анонимное бюро расследований России", для составления презентации "Роснано" Христенко и Некрасов обратились к двум ученым академику РАН Константину Георгиевичу Скрябину и директору НИИ гриппа СЗО РАМН Олегу Ивановичу Киселеву – с ними заключили договор на оказания консультационных услуг.
За $1 млн ученые согласились предоставить патенты на изобретения для презентации. И сделали научные открытия буквально за месяц. Однако, по слухам, предприниматели "кинули" ученых, заплатив им только 25% суммы предоплаты.
Предоставленные патенты, вероятно, были ценны только тем, что не вредили. Была ли от них реальная польза – вопрос. Как и то, куда в итоге ушли деньги.
"Роснано" могло выводить государственные деньги в кипрские офшоры. Более того, видно, что Чубайс получал за свои 1.3 млрд руб. 49.9% акций. Заявитель же проекта – кипрский "Эпидбиомед", вложив всего 424.5 млн рублей, стал контролирующим акционером. Оказывается нематериальны активы, которыми владел "Эпидбиомед" были оценены в 855.8 млн руб!
Так выглядела схема совместного бизнеса "Роснано" и Христенко
Этим летом "Роснано" вышло из капитала фармацевтического производителя, продав свою долю 33,33% за 2,35 млрд руб текущим акционерам компании. То есть, по сути, Чубайс сначала спонсировал частный бизнес за государственные деньги, а потом еще "поимел" денег с продажи своей доли.
Сейчас "Нанолек" на 100% принадлежит кипрскому Nanolek Holding Ltd. Конечными бенефициарами являются президент "Нанолека" Владимир Христенко, генеральный директор "Нанолека" Михаил Некрасов, Евгений Вайнштейн и Андрей Реус через две компании: Epidbiomed group limited и ООО "Глорияинвест".
При этом организация и сейчас продолжает существовать на государственные средства - часть "Нанолека" находится в залоге у Сбербанка. Как сообщал РБК, в 2015 году банк предоставил компании инвестиционный кредит в размере 1,8 млрд рублей на срок до семи лет. Сейчас он, видимо, уже увеличился до 10 лет.
Согласно выписке ЕГРЮЛ, компания будет находиться в залоге у банка аж до 2025 года!
Судя по всему, компания почти никогда не была прибыльной. Лишь в год основания - в 2011-м. Далее организация, показывала убыток. Самый большой - в 2015-м - 300 млн. Согласно данным 2017 года, у компании убыто 136 млн - и это при выручке 2,7 млрд рублей.
Следует также внимательно приглядеться к "Глорияинвест". Хотя даже не особо внимательных насторожат данные этой компании. Выглядит "Глорияинвест" как организация для вывода денег - в ней зарегистрирован один сотрудник, выручка нулевая, а убыток при этом - 105 млн рублей.
Компания оценивается в -194 млн рублей. Зачем акционерам вообще эта фирма, если не для вывода средств в офшоры?
Вся схема кажется очень уж мутной. Удивительно, как государство вообще соглашается на контракты с таким исполнителем?
Лекарство от здоровья?
Но беспокоят не только деньги, которые могут "сливаться" семейке Голиковых. Главное - не окажутся и препараты "Нанолека" пустышками, продвигаемыми в угоду фармкомпаниям? Или чего хуже - опасными для здоровья?
Все помнят историю с препаратом "Арбидол", продвижение которого активно лоббировала Голикова в интересах главы "Фармстрандарта" Виктора Харитонина. И, скорее всего, не без пользы для себя лично – но при сомнительной пользе самого лекарства. Говорят, тогда был "попилен" не один миллиард бюджетных рублей, а вице-премьера окрестили как "Мадам Арбидол".
Но беспокоит ли это вице-премьера Голикову, курирующую национальный проект "Здоровье"? И как такому человеку его моги поручить?
Сейчас кажется, что вице-премьер больше увлечена выдумыванием новых проектов для своего пасынка. "Нанолек" собирается изготавливать вакцины ротавирусной инфекции и ветряной оспы для Национального Календаря Профилактических прививок, а также проводит клинические исследования вакцины от пневмококковой инфекции собственной разработки и планирует к 2022 году производить ее в России по полному циклу. Однако качество и происхождение этих вакцин тоже хочется поставить под вопрос.
Вспоминается уловка "Нанолека" с импортозамещением и разработкой отечественных лекарств. Тогда "Нанолек" ничего не разработал, но производители не отчаивались и все же представили собственное новое лекарство. Но как?
По слухам, компания как-то компенсировала нехватку лекарства с помощью французской вакцины "Имовакс Полио", которую упаковала на своем инновационном импортозамещающем производстве. А государство купило эту якобы отечественную вакцину по сумасшедшей цене.
То есть, "Нанолек" может запросто ничего и не производить вовсе, а просто подавать чужое в своей упаковке. Или, еще лучше – под липовыми сертификатами пускать в оборот пустышки. Тогда компании и правда не составит никакого труда занизить стоимость своих препаратов в Азербайджане и успешно конкурировать на рынке.
Татьяне Голиковой до здоровья жителей другой страны дела особо нет. Только не закончится ли приход "Нанолек" на рынок Азербайджана международным скандалом? Тогда предприимчивому вице-премьеру точно не поздоровится.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости