Хабаров загнет "деловую линию"?
Как передает корреспондент УтроNews, основной владелец крупнейшего российского грузового автоперевозчика "Деловые линии" Александр Богатиков уступил большую часть своей доли в 43% трем своим родственникам и стал миноритарием компании.
Похоже, бизнесмен переписывает активы, потому что не знает, куда сберечься от судящегося с ним Михаила Хабарова. Вот только, как считают юристы, подобные сделки по передаче долей могут быть оспорены как в России, так и за границей. А это значит, что Богатикову уже не скрыться от наступающего на пятки экс-президента А1 Хабарова?
А ведь когда-то Богатиков и Хабаров работали вместе. Будущий исполнительный директор "Траста" курировал финансы и отвечал за стратегию корпоративного развития.
Как пишет "Коммерсант", у Хабарова был опцион на приобретение 30% в "Деловых линиях" через кипрскую Daglemor Trade, владевшую в 2015 году 100% акций группы. Однако в декабре 2017 года в результате серии сделок владельцем 43% "Деловых линий" стала фирма Александра Богатикова, а 57% перешло к структурам четырех физлиц.
Теперь же Михаил Хабаров преследует бывшего партнера уже как главный исполнительный директор банка "Траст" через компанию Solarstone (подконтрольна CEO банка "Траст" Хабарову и инвесткомпании А1). Вместе с А1 организация подала иск к "Деловым линиям" на 25 млн долларов. Якобы компания в одностороннем порядке разорвала договор на оказание консультационных услуг DL Management. При этом мог ли их навязать сам Михаил Хабаров?
Скандальный делец "давит" на владельца "Деловых линий" сразу с двух сторон. Причем и ранее "Деловым линиям" приходилось несладко…
Деловой Хабаров
В то время, когда Хабаров уходил из А1 в 2014 году, он заявил, что займется компанией, из которой сделает лидера рынка. Выбор пал именно на грузового перевозчика "Деловые линии". Там он обосновался в кресле директора по стратегическому развитию.
И вот уже в 2016 году в офис "Деловых линий" нагрянули силовики. Директор Александр Богатиков был заподозрен в неуплате налогов на сумму 1,1 млрд рублей и объявлен в розыск. Несмотря на то, что бизнесмен никуда убегать не собирался...
Суд по ходатайству следствия арестовал 1,6 млрд рублей на счетах компании. Активы "Деловых линий" на время оказались заморожены.
Тогда компания пыталась погасить свою задолженность, вот только арест имущества мешал это сделать. И тут на горизонте появился начальник 17-го регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД – Юрий Тимченко. За снятие ареста со счетов потребовал 100 млн рублей, однако все это в итоге обернулось его арестом. Об этом писали "Ведомости".
Однако есть в этой истории один нюанс. Вместе с силовиком работали его знакомые: совладелец юридической фирмы Сергей Зиновенко и бизнесмен Константин Марченков, которые и получили от представителей "Деловых линий" поддельные купюры. На суде выяснилось, что Сергей Зиновенко является начальником юридической службы ООО "Деловые линии", писала "Новая газета". То есть, получается, он действовал против своей же компании? Возможно ли, что Зиновенко на самом деле действовал в интересах Хабарова?
Тем более что "Деловые линии", действительно, лакомый актив. В парке - 5 тысяч машин. Выручка за 2018 год составила 32 млрд рублей, а прибыль – 122 млн рублей.
Есть, где разгуляться, ничего не скажешь
В том, что Хабаров хочет "захватить" перевозчика, едва ли приходится сомневаться - учитывая его "послужной список" в структуре "Альфа-Групп"...
Чистая удача и окна Хабарова
А ведь, чтобы получить такое местечко, нужно себя хорошо зарекомендовать. С чего бы вдруг Фридману было брать в свою компанию Михаила Хабарова, на тот момент не имеющего необходимого опыта?
Как некогда рассказывал сам Хабаров, начинал он свою карьеру мойщиком окон и продавцом мороженого. Видимо, он мыл окна в "Инкомбанке", втором на тот момент банке страны, и решил попробовать устроится в него на работу. И у него получилось.
Поговаривали, что уже тогда поучаствовать в трудоустройстве Хабарова мог глава "Альфа-групп" Михаил Фридман. В далеком 1988 году он организовал кооператив "Курьер", который специализировался на мойке окон. Получается, Хабаров мог быть изначально мойщиком окон у Фридмана, а потом возглавил его структуру? Это ж как хорошо надо мыть окна…
Знаковой в карьере Хабарова стала приватизация Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Тогда его владельцем стал именно "Инкомбанк" и ФПГ "Магнитогорская сталь". В нее и перешел работать Хабаров Михаил на пост заместителя директора по экономике, финансам и стратегическому развитию.
Однако вскоре против этих двух организаций прогремели уголовные дела. Следтвие считало, что они похитили 30% акций комбината. Тогда глава "Магстали" Рашид Шарипов подался в бегство. Не растерялся и Михаил Хабаров, вместе с семьей рванувший в Штаты. Видимо, было чего опасаться…
В начале 2000-х срок давности о хищениях на ММК истек, после чего Хабаров и вернулся на родину. Вот только правоохранительным органам не кажется подозрительной его деятельность? Быть может, стоит возобновить дело?
Работа в А1
Возглавленная Хабаровым А1 позиционировала себя как компанию, которая специализируется на разрешении корпоративных конфликтов. Вот только за структурой закрепилась слава "рейдеров", которые не помогают предприятиям выйти из сложных ситуаций, а зачастую создают эти самые ситуации. И особенно "развернулась" такая жесткая манера компании при правлении Хабарова.
При этом старшие товарищи из материнской "Альфа-Групп" всегда благосклонно смотрели на агрессивную политику, которую разворачивал Хабаров. Так бизнесмен создал А1 имидж жестких решателей бизнес-конфликтов. Однако вся эта риторика больше напоминала "рейдерские захваты"... По сути, своими действиями компания могла ставить под угрозу экономическую стабильность ведущих российских предприятий.
В большинстве случаев выгодополучателем оказывалась именно А1. Им всегда удавалось и "рыбку съесть", и выйти сухими из воды. А1 фактически стала структурой для захвата других предприятий. И под "колеса" это беспощадной машины, управляемой Хабаровым, попало достаточно организаций.
Фактически первым решением на посту главы А1 у Хабарова стало признание убыточной авиакомпании-лоукостера "Авианова". Так новоиспеченный управленец "потопил" на тот момент второго в стране низкобюджетного авиаперевозчика. Еще в 2011 году "Авианова" занимала 12 место среди всех отечественных авиакомпаний, а уже в 2012 году лоукостер перестал существовать из-за так называемого конфликта акционеров. Его могла инициировать компания Хабарова?
Одно из самых громких дел А1 при Хабарове - "Золотой остров" на Софийской набережной. Тогда злые языки также говорили, что компания могла намеренно спровоцировать конфликт между акционерами. Якобы именно так А1 получила контроль над проектом многофункционального комплекса, а затем продала его правительству Москвы. Причем могла с этого иметь двукратную прибыль.
Также поговаривали, что А1 давила на миноритариев аптечной сети А5, чтобы те продали свои доли основным владельцам.
Могла А1 вымогать акции у руководства "Московский завод счетно-аналитических машин им. Калмыкова" ("САМ"). Тогда участок площадью 74 тыс. кв. м. в центре российской столицы приглянулся А1. Об этом писала "Версия". Тогда рабочие якобы пытались отстоять мощности и даже писали обращение президенту. Ситуация стабилизировалась с приходом нового директора Владимира Шульги. Правда, вскоре он был убит. Сейчас на месте завода уже распродают элитную недвижимость…
Короткими, но очень выгодными оказались инвестиции А1 в группу "Грас", которая специализируется на строительстве жилья в Москве и Сочи. Поговаривали, что вынудила А1 купить свои доли в строительной компании основным акционерам группы. Свои приобретенные в 33% группы Хабаров умудрился продать вдвое дороже, чем покупал.
Похожая на все предыдущие истории - ситуация с "Корпорацией Сплав". Компания Хабарова вписалась в конфликт вокруг завода в тот момент, когда одна из сторон уже сместила законное руководство. Против бывшего генерального директора Владимира Федорова возбудили уголовное дело. И, несмотря на поддержку со стороны сотрудников и депутатов, Федорова приговорили к 8 годам. После этого А1 стала единоличным собственником…
Участие А1 в конфликте вокруг "Стройфарфора" Хабаров в интервью "Коммерсанту" и вовсе назвал "кейсом для учебников". Структура "Альфа-групп" получила контроль над заводом, а сейчас один из крупнейших производителей керамической плитки уходит с молотка. Как рассказывали злопыхатели, А1 тогда якобы использовала силовой метод "захвата". Если это и правда так, что для компании это так себе кейс. Хотя для Хабарова, можно сказать, вполне привычный…
Вот только с чего бы Михаилу Хабарову пришлось уйти со столь доходного местечка в А1? Не исключено, что глава "Альфа-Групп" мог поймать главу своей "дочки" на том, что тот "откусывал" активчики себе и выводил деньги в офшоры.
Хабаров не присТРАСТился?
И теперь человек с таким "мутным" прошлым восседает в "Трасте"! То есть предприятия, которые ждут помощи от госбанка, по сути могут стать очередными "жертвами" Хабарова.
Сейчас под давлением "Траста" уже оказались "Архангельскгеолдобыча", "Открытие холлинг", "Русская лесная группа", "Атоммашкомплекс УЭХК". И, похоже, аппетиты Хабарова будут лишь расти…
При этом с кем-то Хабарову удалось спеться. К примеру, в прошлом году прокатилась новость о том, что должник на триллион рублей олигарх Михаил Гуцериев мог договориться с банком "Траст" и "Открытие" об урегулировании конфликта. От олигарха кредиторы получат около 135 млрд рублей. Остальное Гуцериеву простят? Как же ему удалось задобрить Хабарова? Похоже, выводы тут излишни…
Слухачи высказывают версию, что может сейчас в истории с "Деловыми линиями" Хабаров действовать в интересах главы "Альфа-Групп" Михаила Фридмана. Быть может, экс-глава А1 хочет вернуться в родные структуры "Альфы"?
Впрочем, как бы то ни было, похоже, но пока реализовывать свой "рейдерский" дух Хабарову придется в "Трасте". Ведь просто так Фридман людей не убирает – тем более, таких близких и давно знакомых. А потому, по всей видимости, стоит ждать очередных скандалов с "захватами" активов от Хабарова – только уже в роли топ-менеджера государственного банка.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости