Командование беспилотных войск. Как в нашей стране развивались БПЛА
История создаётся на наших глазах: 12 июня Президент Владимир Путин заявил, что в России создается новый отдельный род войск – беспилотных систем. Это решение стало не только признанием того огромного вклада, который вносят БПЛА в победу на фронтах СВО. Выделение беспилотников в отдельный род войск раз и навсегда меняет отношение к ним со стороны тех военачальников, которые привыкли видеть в них вспомогательный несерьёзный инструмент.
Отношение к беспилотникам, как к неким «моделькам», можно было встретить вплоть до второго года ведения специальной операции. Закончив военные академии в начале века, многие не понимали значение беспилотников на современном поле боя. Роль главной штурмовой силы отводилась танкам. Беспилотники многие считали полезным, но не более того средством разведки. На второй год специальной операции выяснилось, что дроны успешно уничтожают современные западные танки и бронетранспортеры. Более того, появление ударных беспилотников изменило саму тактику боя. К примеру, теперь танки и пехота уже не наступают развернутыми колоннами. А стараются рассредоточится на малые группы.
Не стоит думать, что нынешние грозные «Ланцеты» ведут свою историю с модельных кружков в забытых теперь «Домах пионеров». Как бы парадоксально это не звучало, но самый новый тип вооружения появился в армии СССР еще в 50-х годах прошлого века. Первый БПЛА назывался, в полном соответствии с давней советской военной традицией, непонятной аббревиатурой «РК-55». Правда, вскоре он получил сразу два более привычных для уха названия: «Рекорд» или «Разведчик-К».
Как сообщают военные историки, разработка этого аппарата началась в 1950-х годах, а первый успешный полет состоялся в 1960 году. Беспилотник «РК-55» был предназначен для разведывательных миссий и оборудован фотоаппаратурой для фиксации обстановки на земле. Наверное, нет нужды говорить, что «Разведчик-К» отличался простой конструкцией и довольно ограниченными возможностями. На военных новинка не произвела сильного впечатления. Основным инструментом разведки, еще со времен Великой Отечественной воны, была аэрофотосъёмка. Кроме того, никто не отменят визуального наблюдения. Дело это было серьезное, и разные «модельки» до него старались не допускать. К примеру, в 1960-е годы в СССР для аэрофотосъемки использовался самолет Ан-24ФК, который был модификацией пассажирского самолета Ан-24. Поэтому беспилотник было решено усилить.
Прежде всего, разработку БПЛА получили ведущему конструкторскому бюро Туполева. Авиастроителям было велено остановиться на реактивных двигателях. В результате, в 1964 году был принят на вооружение сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб». Предназначался он для дальних разведывательных полетов. В 1979 году армия получила многоразовый скоростной оперативно-тактический разведывательный БПЛА Ту-141 «Стриж», принятый на вооружение. Оснащен турбореактивным двигателем и способен развивать скорость до 1110 км/ч. Следующий беспилотник, разработанный КБ Туполева Ту-143 «Рейс», дожтд на военных складах вплоть до начала СВО. Известно, что киевские «самоделкины» часть этих аппаратов попыталась, без особого успеха, переделать в дроны-«камикадзе».
После распада Советского Союза особой потребности в БПЛА армия не испытывала. Да государственного бюджета России едва хватало на поддержание в работоспособном состоянии обычных военно-воздушных сил. Возрождение отечественных беспилотников, как и многого другого, началось в 2000 году. Новые аппараты, учитывая развитие технологий, разрабатывались «с нуля». Дело, как говорится, пошло: в первое годы двухтысячных в российских войсках появился, к примеру, БПЛА «Орлан». Использовался для разведки и наблюдения, и «Байкал», стратегический беспилотник для длительных полетов. Вслед за ними были разработаны БПЛА «Искандер», предназначенный для ближней разведки, и «Орёл-10», который успешно применялся в операциях на территории Сирии.
Правда, через некоторое время выбранную концепцию развития БПЛА пришлось скорректировать. Как показал первый год боевых действий специальной операции, Россия строила тяжелые и дорогие беспилотники. К примеру, отечественный БПЛА «Орион» размах крыла в 16 метров, и тонну взлетной массы. Между тем, боевая нагрузка «Ориона» составляет около 200 килограммов, а радиус действия не превышает 250 км. Стоит такой аппарат несколько миллионов рублей. Использовать его на линии боевого столкновения довольно затруднительно.
Наверное, отечественные БПЛА так бы и остались немногочисленными, дорогими и уязвимыми для ПВО аппаратами, если бы не боевой опыт, полученный на фронтах СВО. Прежде всего, выяснилось, что беспилотник должен быть компактные, запускаться при помощи небольшой установки в чистом поле, а также иметь приемлемую скорость, скрытность и боевую нагрузку. Вскоре выявимся лидер: беспилотный барражирующий боеприпас Ланцет, разработанный российской компанией ZALA (входит в группу компаний «Калашников»). Головной блок наведения «Ланцета» снабжен видеокамерой, поэтому вскоре весь мир облетели ролики, на которых был запечатлен подрыв самой разной бронетехники ВСУ. Соотношение затрат впечатляло: «Ланцет», который обходится бюджету в 35 тысяч долларов, легко подрывает западный танк ценой в десяток миллионов долларов.
Сегодня отечественная индустрия беспилотников переживает период бурного роста. Если несколько лет назад российские разработки в сфере беспилотников казались незначительными по сравнению с мировыми лидерами, то сейчас Россия активно наращивает свои позиции. Список выпускаемых бесплотников насчитывает более десятка наименований. Есть новинки мирового уровня, особенно в нише беспилотных VTOL (летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой). На перелом в ход специальной военной операции обеспечили БПЛА «Герань».
Изначально, это были БПЛА, производство которых, после ряда усовершенствований, локализовали в России. Характеристики этого беспилотника, как нельзя лучше, соответствуют задачам спецоперации. Аппарат имеет длину 2,6 метра, размах крыльев 2,2 метра и взлетный вес около 135 кг. Корпус выполнен из композитных материалов, что позволяет ему оставаться незаметным для радаров противника. Дальность полёта «Герани -1» – 900 километров. Запускается «Герань» партиями по несколько штук сразу, при помощи компактных установок, закрепленных в кузове грузовика. Российская «Герань» оснащена блоком управления, использующим отечественную навигационную систему. Это обеспечивает большую независимость и автономность российского БПЛА от иностранных систем позиционирования.
Но самое большое преимущество «Герани» заключается в её боевой части. Она у БПЛА весит оставляет около 50 килограммов. При этом может оснащаться фугасным, осколочным и кумулятивным зарядом. Кроме того, «Гернпь» может нести заряд объемного действия для уничтожения вражеских укрытий.
Беспилотники «Герань» позволили нашим военным действовать в тылу противника. Сотни БПЛА атаковали военную и промышленную инфраструктуру Украины. В первое время они подлетали к военным объектам на предельно малой высоте, чтобы оставаться незаметными для средств ПВО. Впоследствии российские Вооруженные силы изменили тактику, запуская беспилотники на высоте нескольких километров, и снижаясь непосредственно перед ударом. В последнее время «Герани» атакуют так называемым «роем», перегружая систему противовоздушной обороны противника. Остается только заметить, что БПЛА может уничтожить опорный пункт, здание средних размеров, штаб или танк. Себестоимость «Герани-1» составляет всего 50 тыс. рублей.
Собственно, создание нового рода войск стало следующим этапом истории БПЛА. Бурное развитие индустрии, появление новых видов беспилотников и новых тактик их применения, требует координации усилий, которая возможно только в условиях армейского единоначалия. Тем более, что новую силу, изменившую облик современной войны, должен представлять опытный и знающий командир.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости