onf
Политика / 19:22 / Минцифры готово ударить кибермошенников законом по IMEIЭкономика / 19:18 / Кому выгодно засилье прокатных самокатовОбщество / 19:15 / Народный фронт проводит опрос среди россиян о мерах поддержки со стороны государства и общества в отношении многодетных семейАрмия / 16:51 / В России расширяют список оснований для признания ветераном боевых действийВ мире / 15:28 / В МИД считают, что «Часы Судного дня» все ближе к полуночиПолитика / 15:12 / Москва выступает за дипломатиюАрмия / 14:57 / Российские войска освободили ЯлтуПолитика / 14:04 / Выполнение договоренностей из Стамбула завершаетсяВ мире / 12:17 / В СВР отметили необходимость продолжения переговоровАрмия / 11:35 / В Воронежской области сбили дроны Политика / 11:30 / Командование беспилотных войск. Как в нашей стране развивались БПЛАОбщество / 11:03 / В Москве арестовали агентов иностранной разведкиВ мире / 10:26 / Трамп выругался из-за Израиля и ИранаВ мире / 10:25 / Алиев раскритиковал АрмениюВ мире / 10:23 / В Израиле планируют новую фазу кампании против ИранаОбщество / 09:23 / В Ростовской области сбили новые дроны

Кому выгодно засилье прокатных самокатов

В российских городах есть категория людей, объединившая в ненависти к себе автомобилистов, владельцев мотоциклов и пешеходов. Это – любители прокатных самокатов. Рискуя собственной жизнью, беззаботные и безответственные самокатчики мешают дорожному движению на проезжей части, а также...

В российских городах есть категория людей, объединившая в ненависти к себе автомобилистов, владельцев мотоциклов и пешеходов. Это – любители прокатных самокатов. Рискуя собственной жизнью, беззаботные и безответственные  самокатчики мешают дорожному движению на проезжей части, а также сбивают пешеходов на тротуарах Запретить пресловутые «средства индивидуальной мобильности» невозможно: прокат самокатов приносит крупным компаниям многомиллиардную прибыль.

Коммерческий прокат самокатов появился в России весной 2018 года. Первым был запущен сервис «Делисамокат» в Москве. Следом, в кратчайшие сроки, прокатные самокаты появились в Санкт-Петербурге и крупных городах страны. Львиную долю нового рынка заняли такие гиганты, как Whoosh, Яндекс.Go и Юрент. Судя по официальным данным, 45,1% общего количества самокатов принадлежит Whoosh. «Самокатное» подразделение МТС Urent занимает 32,55%, а вездесущий «Яндекс» имеет 17,01%. 

Инвестиции в сервис проката самокатов – очень прибыльное дело. В прошлом году российский рынок кикшеринга заметно вырос, достигнув объема в 31,1 миллиарда рублей, что на 39,8% больше, чем в 2023-м. Количество самокатов в сервисах увеличилось на 20,6% и составило 401,01 тысячи единиц. Число уникальных пользователей сервисов достигло 25,3 миллиона, а количество поездок выросло на 33,1%.

Конечно, в региональных городках иногда возникали частные предприятия, желавшие заработать на модном сервисе. Говоря языком бизнеса, «вход» в этот бизнес сравнительно недорог. Вот только, заметив новый перспективный рынок, новичка быстро выдавят крупные игроки. Хотя бы, за счет демпинга и пресловутого «административного ресурса».  

Действительно, размер вложений для запуска нового сервиса проката самокатов невелик. Минимальная сумма зависит от качества, бренда и количества закупаемых самокатов. В среднем для запуска бизнеса на самокатах потребуется от пяти миллионов рублей, включая затраты на закупку электротранспорта, программное обеспечение и инфраструктуру. Зато потом, в среднем, с одного самоката можно заработать около шести тысяч рублей в сутки. Понятно, что чем больше самокатов имеется у владельца, тем больше будет его доход. К примеру, лидеры рынка уже давно оперируют миллиардами рублей. Это не преувеличение. Финансовые аналитики уверенно прогнозируют дальнейших рост рынка. Так, к 2026 году его объем может достигнуть 46,8 млрд рублей. Согласно расчётам, общий парк самокатов составит 510 тыс. ед., а клиентская база – 35 млн пользователей, которые совершат около 480 млн поездок.

Сколько человек при этом может серьезно пострадать, сегодня пытаются подсчитать статистические службы ГИБДД. Безусловно, на современном мощном электрическом самокате можно передвигаться совершенно безопасно. Вот только делать это можно на малой скорости, и в специальном месте. Еще неплохо было бы надеть на самокатчика велосипедный шлем и наколенники. Тем временем, клиенты прокатных сервисов гоняют на мощных самокатах с огромной скоростью по городским улицам и тротуарам, «подрезая» автомобили и сбивая переходов.

Сколько бы не говорили об удобном способе передвижения по городу, сочетании мобильности и доступности, самокат был и остаётся довольно опасным устройством. При езде на самокате высокий центр тяжести. И очень большой опрокидывающий момент при торможении. Разогнавшись на самокате, человек держится только за его руль, рискуя упасть от наезда на бордюр или кирпич. Пожалуй, опаснее может быть только вождение моноколеса.

Дорожная полиция давно систематизировала основные причины аварий, спровоцированных самокатами. Так, неожиданный выезд на проезжую часть приводит к 40% ДТП. Наезды на мирно идущих пешеходов составляет 30% несчастных случаев. Падения из-за высокой скорости приводят к 20% крушений, как правило заканчиваясь серьезными травмами у самокатчика. Особое место в статистике занимают аварии, вызваные алкогольным опьянением «водителя» самоката. Они составляют 10-15% ДТП, и, как правило, приводят к вызову «Скорой».

В больницы попадают, к слову, не только любители езды на самокате. Они составляют только 80% пострадавших. Тем временем, 10% травмированных – это пешеходы, особенно пожилые люди. Оставшиеся 10% представлены велосипедистами, мотоциклистами и прочими участниками дорожного движения, испытавшими удар мчащегося самоката.

Сотрудники ГИБДД отмечают, что самокатчики не всегда нарушают правила дорожного движения поодиночке. Так, первые массовые случаи аварий в Москве и Петербурге, с десятками пострадавших, несколькими смертельными случаями, зафиксированы в 2021 году. Несмотря на принятые дородной полицией разъяснительные меры, через год число ДТП выросло на 30-40% из-за увеличения количества самокатов. Тогда МВД и представители общественности обратилась к власти.

Первые попытки остановить засилье «беспечных ездоков» относятся к 2023 году, когда в России ужесточили правила для электросамокатов. Правда, ничего, кроме грустной улыбки, они вызвать не могли. К примеру, любителям «индивидуальной мобильности» запретили ездить по проезжей части при наличии велодорожки. Заметим, что этих велодорожки крайне редко встречаются даже в столице. Кроме того, скорость самоката ограничили в пешеходных зонах до 25 км/. Жаль только, что наезд на пожилого человека или ребенка даже при таком режиме может привести в гибели потерпевшего. Кроме того, законодатели для самокатчиков предусмотрели штрафы за пьяную езду и нарушения правил дорожного движения. Правда, проконтролировать состояние ездока не может никто. Тем временем человек, вставший за руль самоката, может иметь психическое заболевание. 

Самым серьезным новшеством в 2024 году стало введение на самокатах номерных знаков вроде тех, что выдаются автомобилям. Они нужны для того, чтобы камеры видеонаблюдения могли автоматически фиксировать правонарушения со стороны пользователей электротранспорта. Как правило, наказывают самокатчиков за езду вдвоем. А еще, если «индивидуально мобильный» гражданин собьёт какого-нибудь пешехода. 

Тем не менее, статистика показывает, что число ДТП, вызванные самокатами, снизилось незначительно. Поэтому многим представляется, что воздействовать надо на причину создавшегося положения, компании-прокатчики самокатов. А не на следствие, то есть поведение их клиентов.

Запрещать прокат самокатов нельзя: не поймут стоящие за ним кампании-гиганты. Зато можно «наказать рублем» бизнесменов, ответственных за поведение их клиентов. Действительно, уже сейчас ответственность за нарушения, связанные с прокатом «средств индивидуальной мобильности», ложится как на пользователя, так и на сервисы проката. Вот только для владельцев проката сбюой инцидент заканчивается отпиской. 

К примеру, самокатчики несут ответственность за соблюдение правил дорожного движения, условий договора проката и могут быть оштрафованы за нарушения. В некоторых случаях, их даже могут отправить за решетку. Зато сервисы проката «обязаны обеспечивать безопасность самокатов, информировать пользователей о правилах и нести ответственность за техническое состояние транспортных средств». Получается, если информированный клиент на исправном самокате насмерть собьет пенсионера, то сервису проката ничего не грозит.

Исправить такое положение нетрудно. Как уверяют психологи, лучшим мотиватором для любого коммерсанта служат опасения за свои деньги и бизнес. Поэтому, если компании, владеющие прокатом самокатов России, станут при каждом ДТП, спровоцированном их клиентом, платить большие штрафы, ситуация изменится в кратчайшие сроки.

Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости

Вам будет интересно

Новости МирТесен
Яндекс.Метрика LiveInternet