Конфликт в FESCO разберут на атомы
Как сообщает корреспондент УтроNews, прошла официальная передача полномочий новому гендиректору ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, входит в группу FESCO). Госкорпорация "Росатом" была определена правительством России управляющей компанией порта. Все это происходит на фоне корпоративного конфликта между новыми собственниками основного владельца ВМТП, компании FESCO и сидящим в СИЗО владельцем группы компаний "Сумма" Зиявудином Магомедовым. В какой-то момент показалось, что для налаживания конфликта на объект "завели" "Росатом" - сам губернатор Приморья Олег Кожемяко объявил, что госкорпорация станет владельцем транспортной группы FESCO. Однако в последней же поспешили возмутиться: мол, речь шла о совместном управлении портом. Магомедовы не выпускают из рук свои активы даже сидя в СИЗО?
На мероприятии присутствовал лично губернатор Приморья Олег Кожемяко. Кажется, таким образом докерам дали понять: недавно назначенный гендиректор ВМТП Роман Кухарук пришел в компанию всерьез и надолго. Еще в начале октября рабочие закидали его и президента транспортной группы FESCO Аркадия Коростелова касками и не дали им выступить перед собравшейся толпой, недовольной новым руководством.
Сделал Кожемяко и весьма интересное заявление: он заверил, что не будет допущено преследований "тех, кто принимал участие в противостояниях, отстаивал свои права, все исковые заявления будут отозваны", цитирует губернатора "Коммерсант". Похоже, уже сам губернатор вынужден вмешаться в конфликт. А тем временем Магомедов продолжает "мутить" воду из СИЗО?
Ходят слухи, что за протестами на предприятии стоит именно он. Да и сам бизнесмен до последнего времени он "махал шашкой" будь здоров. Как писала "Новая газета", он заявлял, что новые собственники FESCO осуществляют рейдерский захват порта.
Роман Кухарук (слева) и Олег Кожемяко (в центре)
Ранее доля "НоваторИнвеста", "Наутилуса" и Domidias LTD была сосредоточена в руках Марка Грабера. Как сообщал РБК, Магомедов обвинял и его в рейдерском захвате корпорации в свое отсутствие. По всей видимости, Грабар решил не скандалить и продал свою долю.
Как сообщает "Коммерсант", Зиявудину Магомедову принадлежит 32,5% в FESCO, еще 33,9% находятся у компаний "Новаторинвест", "Наутилус" и Domidias Ltd. По уверениям злопыхателей, "НоваторИнвест" и "Наутилус" могут быть связаны со скандальным предпринимателем Михаилом Рабиновичем.
Согласно "Руспрофайлу", учредителем конторы числится Евгений Мельников. Он же трудится гендиректором "Холдинговой компании Давинчи", 80% которой принадлежит Рабиновичу. Предположительно "НоваторИнвест" может быть "подставной конторой", на что указывают нулевая выручка, наличие всего лишь одного сотрудника и уставной капитал в минимальные 10 тысяч рублей.
Стоять Рабинович может и за другим собственником, "Наутилусом", который также имеет признаки фиктивности. Гендиректором там является Дмитрий Пигалев, который до последнего времени также возглавлял и "НоваторИнвест".
Версию о связи Рабиновича с FESCO выдвигал и "Форбс".
В СИЗО летят обвинения
С приходом новых собственников обвинения посыпались уже на Магомедова. Как сообщал ТАСС, его обвинили в выводе из FESCO 1 млрд долларов в ходе приобретения бизнесменом и его партнерами контрольного пакета акций предприятия в 2012 году.
В мае в открытый доступ попало письмо новых акционеров, адресованное Maple Ridge, 65,09% которой принадлежит Магомедову и 34,91% — "физическим и юридическим лицам" фонда TPG. Кроме того, "весточка" прилетела и подконтрольной бизнесмену Sian Participatio, а также TPG. Авторами же опуса выступили три дочерние конторы FESCO, зарегистрированные на Кипре: Halimeda International Limited, FESCO Ocean Management Limited и Polluks Investments Limited. В письме были высказаны претензии к Магомедову и с тех пор корпоративный конфликт вошел в острую фазу.
Следующим событием, спровоцировавшим его эскалацию, стало назначение нового гендиректора ВМТП Романа Кухарука в октябре этого года. До него в порту на этой должности трудился Заирбек Юсупов, которого на официальном сайте FESCO назвали родственником и ставленником Магомедова.
У Юсупова своя правда: как сообщал "Коммерсант", он требовал от акционеров возврата средств, которые FESCO взяла в долг у ВМТП - дескать, без этих средств организации грозит банкротство. Докеры встали на его сторону.
Притянулись и подтянулись
Именно для того, чтобы сгладить ситуацию, вероятно, в многострадальный порт и зашел "Росатом". Кроме того, в самой госкорпорации заинтересованы в урегулировании конфликта - через ВМТП проходит более 30% ее грузов по атомным проектам. предположительно по сей день контролирует работу "Росатома" его бывший глава Сергей Кириенко, который сейчас трудится руководителем Администрации президента. Он может быть связан с Магомедовым через министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова, который ныне находится в СИЗО по обвинению в крупных хищениях и незаконном предпринимательстве, пишут РИА "Новости".
К слову, братьям Магомедовым вменяют девять эпизодов мошенничества в особо крупном размере и создание организованного преступного сообщества, сообщал РБК.
Но Абызова с Магомедовым "роднит" не только уголовный флер. Абызова слухачи связывали с командой премьер-министра Медведева, к этому же кругу пытались приписать и скандального коммерсанта. Как сообщал "Царьград", после ареста экс-министра многие провели параллели и с задержанием Магомедовых. Дескать, таким образом пытались нанести удар по премьер-министру, но его не удалось притянуть ни к одному из скандальных персонажей. Но на фоне этого мир полнился разговорами о связи Абызова и Магомедова.
Если это действительно так, то Абызов и мог свести коммерсанта с Кириенко, который, кажется, по-прежнему может сохранять контроль над "Росатомом". С Кириенко Абызов непосредственно работал: будучи министром Открытого правительства он курировал разработку программ инновационного развития госкорпорацией и даже ставил всем ее в пример.
"Топят" не все, но многие
По всей видимости, Магомедов не готов растерять своего влияния в FESCO. Как пишет "Коммерсант", по заверениям Кожемяко сначала "Росатом" станет управляющей компанией, а потом владельцем порта. В FESCO же уверяют, что речь шла о достигнутых с госкомпанией договоренностях исключительно по совместному управлению портом. Получается, несмотря на протянутую руку помощи, Магомедов все равно хочет остаться единоличным "правителем"?
С каким же упорством он держится за актив, который приносит ему множество проблем. Ведь еще в 2018 году "Форбс" сообщал о том, что с конторы взыскивают 3,3 млрд рублей долга в пользу инвесткомпании "Регион", которую считают близкой к "Роснефти".
К слову, ходили слухи, что глава госкорпорации Игорь Сечин находится с Магомедовым в "контрах". Мол, ему не понравилось, что 25% Новороссийского морского торгового порта (НМТП) отошло не ему, а "Транснефти". В итоге у последней сконцентрировалось более 60% компании, а Сечина оставили не у дел.
А ведь по информации "Форбса" именно сделка с "Транснефтью" сделала Магомедовых богачами.
Быть может, "Росатом" поможет уладить и вероятный конфликт с Сечиным? Кажется, Кириенко решил жесткой рукой навести порядок в FESCO. Наверняка в этом он сам заинтересован рублем?
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости