Кредиторам «выпишут» Ляща?
Могут ли силовики заинтересоваться деятельностью бизнесмена Михаила Ляща, задолжавшего 3,3 млрд рублей, учитывая, что его ближайшие соратники по «Компьюлинку» находятся под следствием по делу о мошенничестве?
Как передает корреспондент УтроNews, суд постановил вернуть свыше 111 млн рублей, полученных ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» в рамках строительства шести блочно-модульных котельных в городе Котовск Тамбовской области.
Строительство велось по концессии - в рамках соглашения компания должна была изменить в Котовске схему снабжения теплом и горячей водой. В 2016-2017 годах она установила котельные - общая стоимость проекта составила 500 млн рублей. 300 из них выделил Фонд содействия реформированию ЖКХ, остальное - концессионер.
Котельные работают. Однако, как удалось выяснить в результате проверки Федерального казначейства, стоимость, заложенная в сметы администрацией Котовска, оказалась завышенной. По мнению аудиторов, неэффективно использовано было более 100 млн рублей. Речь шла о цене оборудования, а поставщиком было ООО «УСП Компьюлинк», аффилированное с головной компанией «УК Компьюлинк Групп».
На ответственных чиновников администрации города возбудили уголовное дело о халатности. Под следствие попали и топ-менеджеры «Компьюлинка». Вице-президента группы Юрия Данилюка, а также руководителя «Инралинк», «Компьюлинк» и «Компьюлинк интеграция» Юрия Чернышова и еще одного руководителя Олега Попова заподозрили в мошенничестве в особо крупном размере.
Это же ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» было концессионером теплосетей в присоединенном к Тамбову поселке Строитель. «Компьюлинк» должен был вложить 350 млн рублей, однако не выполнил работ на 151 млн. Мэрия расторгла соглашение - в то время у группы уже были серьезнейшие проблемы с финансами. Возможно, исполнять обязательства никто и не собирался.
Лящ выходит из игры
Основателем «Компьюлинка» является крайне неоднозначный бизнесмен Михаил Лящ. Он же ранее был основным бенефициаром группы. В 2024 году Ляща признали банкротом - выяснилось, что он задолжал банкам свыше 3 млрд рублей. Причем признали его таковым уже после того, как он перестал быть бенефициаром холдинга.
Михаил Лящ. Фото: https://www.rbc.ru/photoreport/30/01/2015/54cb802e9a7947e41f0e756d/3.shtml
Вместе с тем, удивительно, что к нему самому не предъявлено никаких претензий по итогам исполнения концессионного соглашения в Котовске. А ведь раньше Лящ уже попадал в поле зрения силовиков. Осенью 2018 года в отношении него возбудили уголовное дело по подозрению в многомиллиардных хищениях.
Поначалу предполагалось, что он мог иметь причастность к хищениям порядка 2,5 млрд рублей из структур госкорпорации «Ростех», с которой «Компьюлинк» работал много и плодотворно. Однако позже выяснилось, что претензии связаны с инвестициями Ляща в компанию «Симбиотел».
Еще в 2008 году она создала мобильное приложение Eztalk для совершения дешевых международных звонков с помощью технологии call back. Порядка 50 млн рублей на проект выделило ОАО «Российская венчурная компания»(РВК). В 2011 году проект заморозили, средства исчезли.
100% РВК принадлежит государству. Вокруг структуры едва ли не регулярно разгораются скандалы. Например, в 2020 году под следствие по делу о злоупотреблении полномочиями попал глава РВК Александр Повалко. Примечательно, что вступались за него такие «тяжеловесы» и «профессиональные инвесторы» со знаком минус, как Анатолий Чубайс и тогдашний председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович.
Что же касается Михаила Ляща, то в 2020 году дело в отношении него неожиданно прекратили. Была ли в этом какая-то коррупционная составляющая, сказать сложно. Но вопросы к бизнесмену еще могут возникнуть.
Летом 2020 года доля Михаила Ляща в «Компьюлинк холдинге» снизилась с 81,25% до 51%. В сентябре 2020 года 100-процентный контроль над «Компьюлинк холдингом» получил бизнесмен Юрий Боровской. В 2021 году Боровский также вышел из капитала всех связанных с «Компьюлинком» компаний.
Кипрская кубышка «Компьюлинка»
Выглядит это подозрительно. Между 2020 и 2021 годом в учредителях наблюдалась настоящая чехарда. Складывается впечатление, что Лящ понимал - компания просто «тонет», и разбираться с этим «добром» ему наверняка не хотелось. В 2023 году «Компьюлинк», повторимся, признали банкротом. Получается, господин Лящ ушел от возможной субсидиарной ответственности по долгам холдинга?
После выхода Михаила Ляща из капитала своих компаний в 2020 году там началась настоящая чехарда новых учредителей. Фото: Rusprofile.ru
Речь идет о «Компьюлинг холдинг». Именно этой компании принадлежит 100% основного юрлица «УК Компьюлинк Групп». Вместе с тем, в десятые годы основное юрлицо «Компьюлинка» несколько раз реорганизовывалось. А если посмотреть в корень - то изначально бизнес Ляща имел офшорный характер.
Офшор вскрылся в 2012 году - тогда миноритарием «Компьюлинка» стал Внешэкономбанк. В своем отчете он указал кипрскую Devenny Holding Ltd. Впоследствии оказалось , что 99% «Компьюлинка» принадлежит именно этому кипрскому офшору. Стоять за ним мог Михаил Лящ, и туда же могли уходить сотни млн рублей, заработанных группой на госконтрактах и в рамках концессионных соглашений.
А деньги это очень большие. Напомним, что «Компьюлинк», среди прочего, являлся подрядчиком по созданию центров обработки данных для ФНС. 21 августа 2018 года с ним были подписаны контракты на строительство второго здания технологической зоны основной федеральной площадки в Дубне на 1,93 млрд руб., а также второго здания технологической зоны резервной площадки в Городце на 1,92 млрд руб., что в сумме дало 3,85 млрд рублей.
На соответствующие аукционы кроме «Компьюлинка» никто не пришел, поэтому подряды достались ему без снижения начальных цен лотов. Вот ведь удивительно - других компаний не оказалось.
Это были далеко не первые соглашения с ФНС - компания была подрядчиком по строительству ЦОДов долгие годы. В 2019 году ФНС разорвала контракты с «Компьюлинком» - судя по всему, из-за приближавшегося краха последнего.
Однако то юрлицо «Компьюлинка», в которое ВЭБ вкладывал в 2012 году, давным-давно ликвидировано. Его правопреемником стало ООО «Компьюлинк Интегрейшн Менеджмент», в учредителях которого уже прямо указывался кипрский офшор «ДЕВЕННИ ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД» и сам Михаил Лящ.
Фото: Rusprofile.ru
В свою очередь, после реорганизации (в форме присоединения) ООО «Компьюлинк Интегрейшн Менеджмент» его правопреемником стала ООО «УК Компьюлинк Групп»
ООО «Компьюлинк Интегрейшн Менеджмент» - единственная, в учредителях которой все еще значится имя Михаила Ляща. Действующих компаний за ним теперь нет.
По некоторым данным, сейчас Лящу может быть запрещено выезжать за границу по решению суда. Кому он остался должен? Само дело о банкротстве Ляща было инициировано в 2023 году по иску Росбанка, который потребовал от него около 510,4 млн рублей. Долг был связан с деятельностью «УСП Компьюлинк», в апреле 2020 года, переименованного в ООО «Инфралинк».
Кроме Росбанка среди заявивших кредиторские требования числятся «Газпромбанк», АКБ «Держава», «Акционерный коммерческий банк» (АКБ) «Центрокредит». В общей сложности - свыше 3,3 млрд рублей. Деньги эти давно могут быть на Кипре.
Удивительно, как это к Михаилу Лящу по итогам всех этих перипетий еще не возникли претензии у силовиков - учитывая, что его ближайшие соратники, включая бывшего вице-президента группы, «отдыхают» в тамбовском СИЗО.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости