Кто пролетит на "Спектруме"
Кому из олигархов может достаться "Ленаэропроект"?
Как сообщает корреспондент УтроNews, Росимущество выставило на торги 100%-й пакет акций петербургского АО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта "Ленаэропроект". Стартовая цена 855,2 млн рублей.
Вероятность того, что за активы "Ленаэропроекта" — действующего предприятия в области проектирования и строительства аэропортов — поборются конкурирующие на рынке бизнесмены высока.
Институт специализируется на проектировании аэропортов, поэтому предложение может быть интересно отраслевым инвесторам, аэропортовым холдингам.
Ключевой работой предприятия являются аэропортовые объекты, входящие в периметр интересов холдинга "Новапорт" Романа Троценко и другого ключевого игрока российского рынка региональных аэропортов — принадлежащий "Ренове" Виктора Вексельберга холдинг "Аэропорты регионов".
Исполины аэропортов
Научно-исследовательский институт "Ленаэропроект" основан в 1960 году. В АО компания реорганизована в 2007 году из ФГУПа. В 2020 году федеральное правительство приняло решение о приватизации предприятия. Оно внесено в прогнозный план приватизации на 2020–2022 годы. По данным бухгалтерской отчетности, выручка АО "Ленаэропроект" в 2020 году составила 489 млн рублей, чистая прибыль — 20 млн рублей. Штат института насчитывает 204 сотрудника.
Среди конкурентов предприятия — ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект", ООО "Спектрум-Холдинг", АО "Новая авиация", ООО "Дальаэропроект", ООО "Красаэропроект". По оценке "Ленаэропроекта", доля института на рынке доходит до 40%. Одно из приоритетных направлений деятельности — федеральный проект "Развитие региональных аэропортов и маршрутов", объем финансирования которого превышает 200 млрд рублей.
Убедительнее выглядит версия об интересе к объекту профильных компаний - аэропортовых холдингов России. Они ведут работы по реконструкции и приобретению новых аэропортов, поэтому специализированная проектная организация могла бы быть полезна.
Из вышеуказанных конкурентов институт уже сталкивался с ООО "Спектрум-Холдинг" в 2014 году. Тогда "Ленаэропроект" вышло в финал конкурса на проектирование здания нового аэровокзального комплекса аэропорта Большое Савино, вторым финалистом было ООО "Спектрум-Холдинг"входящее в одноименную столичную группу. Несмотря на самое дорогое предложение (87,4 млн руб.), именно это компания победила в конкурсе по совокупности критериев.
Как выяснилось, "Спектрум-Холдинг" плотно сотрудничает с компаниями Виктора Вексельберга: "Спектрум" проектирует аэровокзалы Самары и Саратова, где инвестором является УК "Аэропорты регионов" входит в ГК "Ренова".
Годом ранее, в 2013-м краевые власти уже пытались привлечь к Большому Савино инвестора, который построил бы аэропорт и взамен получил право на выкуп госпакета акций. По итогам отбора инвестора победителем было признано ОАО "Кольцово-Инвест", входящее в УК "Аэропорты регионов" - развивает аэропортовый холдинг Виктора Вексельберга. Против итогов отбора выступил аэропортовый холдинг оппонента Вексельберга Олега Дерипаски "Базэл Аэро". ФАС возбудила дело, обвинив краевые власти и победителя в сговоре. Губернатор Виктор Басаргин отменил итоги конкурса, поручив провести новый.
Профиль "Спектрума"
Группа "Спектрум" имеет богатый опыт работы с "Аэропортами регионов". Этот проектировщик выиграл конкурсы на проектирование терминалов Саратова (аэропорт Центральный) и Самары (аэропорт Курумоч). Здешние инвестпроекты реализуются компанией Виктора Вексельберга. Кроме того, на сайте ГК "Спектрум" указано, что организация является инженером проекта здания аэровокзального комплекса аэропорта Кольцово (также входит в УК "Аэропорты регионов", отмечает "Коммерсант".
ООО "Спектрум-Холдинг" входит в ГК "Спектрум", специализирующееся на подготовке и управлении строительством от его начала до использования конечного продукта — зданий и сооружений. Создано в 1998 году. Владельцем ООО, по данным "СПАРК-Интерфакс", является кипрское "И.Си.Эм.Эйч. Инжиниринг Констракшин Менеджмент Холдинг ЛТД" (96%), по 2% владеют управляющие партнеры ГК "Спектрум" Владимир Иванов и Петр Мазаев.
Компания плотно сидит на госзаказах. Среди клиентов — российские и зарубежные компании, такие как Новатэк, Газпром, ВТБ, РФПИ, Ново Нордиск, ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Уралкалий", Группа "Новапорт", Росагромаркет, Газпромбанк, ФПГ "РЕНОВА", Группа "Millhouse", ФГУП "Почта России", "Внешэкономбанк", ПАО "Сбербанк РФ" и другие.
В силу своей деятельности работает со всеми ключевыми игроками рынка.
Интересно, что "Спектрум-Холдинг" выступил проектировщиком и техническим заказчиком реконструкции новосибирского аэропорта Толмачёво — входит в ГК "Новапорт" Романа Троценко.
Работы ведет крупнейшая турецкая строительная компания Ant Yapi. Как следует из "Руспрофайла", кроме того, компания работала с аэропортом "Минеральные воды" контролируемым Троценко.
Выходит, что группа "Спектрум" сотрудничает и с Вексельбергом, и с Троценко, при этом является для "Ленаэропроекта" основным конкурентом.
Интерес Дерипаски
В этой связи представляет интерес фигуры основных бенефициаров продажи активов института, и кто может выиграть торги. Можно предположить, что с Вексельбергом группа "Спектрум" связана большими контрактами, нежели с Троценко, что говорит об аффилированности компании с главой "Ренова", однако нельзя сбрасывать со счетов и интересы Троценко, а также Олега Дерипаски – давнего антагониста Вексельберга, и если участь, что прежде Дерипаска уже смешал карты Вексельбергу с контрактом на строительство аэропорта Большого Савино, то круг выгодоприобретателей от продажи "Ленаэропроекта" расширяется до трех игроков.
Ранее эти игроки уже "дрались" за аэропорт Южно-Сахалинска, который в итоге достался структуре Олега Дерипаски - компании "Красинвест". Конкурентами на конкурсе были компания "ДВ-инвест", аффилированная с "Аэропортами регионов" Виктора Вексельберга, и компания "Новапорт инвест".
"Новапорт инвест" Троценко, "Аэропорты регионов" Вексельберга и "Базэл аэро" Дерипаски заинтересованы в консолидации отрасли аэропортов в регионах.
В "Базэл аэро" входят аэропорты Краснодара, Сочи и Анапы. Кроме того, структуры Дерипаски владеют международным аэропортом Владивостока "Кневичи". А "Красинвесту" принадлежит также 51% аэропорта Красноярска "Емельяново", сообщали "Ведомости".
"Новапорт инвест", "Аэропорты регионов" и "Базэл аэро" заинтересованы в консолидации отрасли аэропортов в регионах. Это очень перспективный бизнес, что обусловлено стабильным трафиком и монопольным положением аэропортов.
Например, холдинг "Новапорт" бизнесмена Романа Троценко приобрел аэропорт Ставрополя, продолжив усиливать свои позиции на Северном Кавказе. Бизнесмен неоднократно "спасал" региональные воздушные гавани с низкими показателями и изношенной инфраструктурой, одновременно укрепляя позиции холдинга в секторе авиаперевозок, пишет "Царьград".
Учитывая, что основной конкурент выставленного на торги проектного института — это ГК "Спектрум", неоднократно сотрудничавшая с "Ренова" то интересы Вексельберга, проявляются яснее. Ранее "Ренова" нашла технического заказчика для строительства терминала аэропорта в Сабуровке. Выбирая из 14 претендентов, УК "Аэропорты регионов" остановилась на своем старом партнере — компании ООО "Спектрум-Холдинг" с кипрским офшором в учредителях и уже не раз выполняло проекты аэропортовых терминалов по заказу дочерней компании ГК "Ренова", отмечает "Бизнес-вектор".
Несколько лет назад "Спектрум" открыл офис в Новосибирске. Сооснователь и управляющий партнер группы компаний Владимир Иванов в Новосибирске два года назвал рынок Сибири перспективным, что добавляет интригу в борьбе за активы "Ленаэропроекту". То ли Спектрум ближе к Роману Троценко, или же все-таки связан с Вексельбергом, и почему среди учредителей холдинг кипрский офшор?
В этой истории есть еще ряд фактов, которые прямо или косвенно повлияли на развитие событий, приведших к текущему результату. Несколько лет назад, в институте разразился коррупционный скандал - топ-менеджер Александр Подкин был арестован по делу аэропорта Уфы, принадлежащий правительству региона.
Он подозревался в хищении более 8 млн рублей при реконструкции уфимского аэропорта. На такой же срок заключен под стражу второй фигурант этого дела – гендиректор ООО "ТрансПроект СПб" Алексей Миронов.
По версии следствия, Подкин и Миронов заключили фиктивный договор субподряда между своими организациями на выполнение работ по обследованию реконструируемых зданий и сооружений в аэропорту Уфы. Таким образом, было похищено около 8,3 млн рублей, принадлежащих "Ленаэропроекту". Об этом писал РБК.
Выходит, что руководство института еще прежде замышляло продажу "Ленаэропроекта"?
В контексте этого расклада сил, наиболее вероятными выгодоприобретателями от продажи "Ленаэропроекта", а институт продается вместе с сотрудниками, представляются Троценко и Вексельберг, которые заинтересованы наверняка в сохранении коллектива и для разработки дальнейших проектов, поскольку заинтересованы в приобретении региональных аэропортов, которых в госсобственности остается все меньше.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости