Кучно пошло: «Стройпроект» и «чистка» подрядчиков Минобороны
Мог ли Кирилл Крупенченко при помощи Дмитрия Мазурова выводить средства, полученные по оборонным контрактам, в офшоры?
Как передает корреспондент УтроNews, в Сети распространяются слухи об уголовном деле, якобы возбужденном в отношении Кирилла Крупенченко - владельца и гендиректора крупного подрядчика Минобороны ООО «Стройпроект». Будто бы Крупенченко подозревают в мошенничестве в особо крупном размере, совершенной группой лиц по предварительному сговору. Счета компании заморожены ФНС.
Речь идет о предполагаемом воровстве на госконтрактах с Минобороны в период с 2013 по 2018 годы. Ущерб мог превысить сотни млн рублей. Тем более странно, что Крупенченко якобы находится на свободе - даже не под домашним арестом, а под запретом определенных действий.
Т.е. Крупенченко могут покрывать на самом верху лица, возможно, причастные к преступлению, которое инкриминируют хозяину «Стройпроекта». Скорее всего, уголовное дело было заведено ранее, а меру пресечения бизнесмену избирали еще до самого громкого коррупционного дела последних лет - дела уже бывшего замминистра обороны Тимура Иванова.
Последний как раз курировал все стройки оборонного ведомства - прямое отношение ко многим из них имела и компания Крупенченко. Неужели истории Иванова и Крупенченко могут быть связаны. «Стройпроект» - очередная «кормушка» для предполагаемых коррупционеров из Минобороны?
Это дело может стать уже вторым в отношении Крупенченко. Осенью 2022 года стало известно, что правоохранители расследуют причастность бизнесмена к хищениям при обустройстве военного городка университета радиоэлектроники в городе Череповец Вологодской области. Это филиал Военной академии Минобороны.
Деньги выделялись в 2013-2017 годах в рамках оборонного заказа - всего порядка 5,5 млрд рублей на строительство общежития, библиотеки и чайной для курсантов. По версии правоохранителей, около трети этой суммы, 1,5 млрд рублей, были потрачены «не на те цели».
«Стройпроект» был лишь субподрядчиком, тогда как прямым подрядчиком Минобороны был его же ФГУП «Спецстройтехнологии» (подведомственно ныне ликвидированному «Спецстрою России»), который курировался «строительным» замом министра Тимуром Ивановым. А контролировать деньги должен был именно подрядчик.
Дело это могло банально развалиться. В публичном пространстве о нем упоминаний практически нет. Странно другое: фигуранта дела о возможном хищении порядка 1,5 млрд рублей не посчитали нужным «закрыть» в СИЗО. Как следует из судебного постановления от декабря 2023 года, Кирилл Крупенченко находился под домашним арестом.
Карточка уголовного дела Кирилла Крупенченко на сайте Мосгорсуда. Фото: https://mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-criminal/details/af575890-8ddd-11ee-b87d-2388afff1890#tabs-3
Это в ситуации с возможным хищением 1,5 млрд рублей? В России за кражу велосипеда весь период следствия можно провести в СИЗО, а тут...
Миллиардные разбирательства «Стройпроекта»
Именно ФГУП «Спецстройтехнологии» выступал заказчиком по строительству космодрома «Восточный» по линии Минобороны с суммой контрактов на 27 млрд рублей. Курировал эту стройку лично Тимур Иванов. По итогам 2015 года, т.е. когда космодром был еще очень далеко от завершения, прокуратура сообщила о хищении порядка 7,5 млрд рублей, выделенных на строительство объекта.
А в следующем, 2016 году, уже Военная прокуратура сообщила о неэффективной трате порядка полумиллиарда рублей - сообщалось, что недобросовестных подрядчиков привлекли к ответственности. Сколько всего могли украсть на «Восточном» не ясно до сих пор.
Сейчас ФГУП «Спецстройтехнологии» носит другое название - ФГУП «ГВСУ по Специальным Объектам». Предприятие находится в стадии реорганизации, его собираются присоединить к другой структуре. По итогам 2021 года предприятие показало чистый убыток в 133 млн рублей, стоимость активов - минус 15 млрд рублей. Похоже, чиновники оборонного ведомства пытаются спрятать концы в воду.
Подрядчиком по госконтрактам от ФГУП «Спецстройтехнологии» был и «Стройпроект» Кирилла Крупенченко. Госконтракты ООО скрыты. Однако «Стройпроект» является ответчиком по искам ФГУПа (сейчас ГВСУ по Специальным объектам) на много миллиардов рублей.
Последний иск датирован мартом 2023 года. Сумма требований к ООО - 5,4 млрд рублей. Заседания проходят в закрытом режиме, суть неизвестна. Указано лишь, что это дело о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам строительного подряда.
Похоже, речь идет о крупных оборонных контрактах. Первая инстанция полностью удовлетворила требования ГВСУ, сейчас дело рассматривается в апелляции.
Еще один иск от ФГУПа к «Стройпроекту» был зарегистрирован в феврале 2023 года. Сумма требований - свыше 4,4 млрд рублей. По непонятным причинам первая инстанция решила приостановить производство по этому делу. Следующий иск - почти на 2 млрд рублей, где третьим лицом заявлено Минобороны.
Фото: Rusprofile.ru
Внимание на себя обращает, что большая часть исков предъявлена «Стройпроекту» лишь в период с 2022 по 2024 годы. А раньше - все было замечательно?
Часть исков, например дело № А40-48176/2023 на 1,8 млрд рублей, было «Стройпроектом» частично проиграно. В судебном документе указано, что речь шла о необоснованном обогащении в виде неотработанного аванса, задолженности за оказанные генподрядные услуги. Там прямо говорится, что подрядчик не исполнил свои обязательства по госконтракту.
Фото: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/b83b64ae-c995-4e2f-9ba4-cefe0ca4cdc8/049cdd27-6ce9-484d-8ee4-5bfd9655b721
Так почему же он при таких исках продолжал их получать? Деньги шли наверх, руководителям оборонного ведомства? Тем более, что у ООО были суды и с другими учреждениями, подведомственными Минобороны - в частности, с ФГБУ «Цжку» Минобороны России. Кроме того, есть еще один иск - ФГУП «Главное военно-строительное управление №14» предъявило компании требования на 1,4 млрд рублей. Его начнут рассматривать уже 14 мая.
Судя по финансовым показателям «Стройпроекта», очевидно, что, если хотя бы половина этих требований будет удовлетворена, компанию Кирилла Крупенченко ждет неминуемый крах. А деньги, полученные по госконтрактам, скорее всего, в бюджет уже никогда не вернутся. Сейчас счета структуры заморожены ФНС.
Некоторые бывшие руководители ФГУП «Спецстройтехнологии» при этом оказались заправскими бизнесменами. С 2021 по 2022 год структурой руководил Евгений Новиков. Он же до 2017 года был директором ООО «Проектгарантстрой», которое получило по госконтрактам более 20 млн рублей. Организацию ликвидировали с прибылью и выручкой свыше 200 млн рублей. Выглядит это подозрительно.
До него руководителем был Андрей Белков, который с 2021 по 2023 годы был направлен на управление созданной правительством России ППК «Военно-строительная компания». Итогом его работы стали убытки в 4,6 млрд рублей при госконтрактах в 50 млрд рублей в качестве заказчика и 35 млрд в качестве поставщика. А курировать ее работу должен был все тот же Тимур Иванов...
Явление офшора и… Мазурова
Если говорить о самом Кирилле Крупенченко, то он фигура крайне непубличная. Его фотографии в открытом доступе найти не удалось. Кроме «Стройпроекта» других действующих бизнесов у него нет.
Куда же могли утечь деньги, полученные по госконтрактам? До 2016 года учредителем «Стройпроекта» был некий Вячеслав Копытов. Он же собственник ныне ликвидированного ООО «Городская Проектная Компания». Компания была убыточной и предоставляла недостоверные сведения в ЕГРЮЛ.
Фото: Rusprofile.ru
Куда интересней другой бывший владелец «Стройпроекта», вышедший из капитала незадолго до прихода Крупенченко, в 2015 году Алан Лалиев. Последний учредитель целого сонма ныне ликвидированных организаций. Большая часть похожа на обыкновенные «прокладки».
Действует только одна фирма, ООО «АЭП», где партнером у него выступает Алексей Кравцов. Он же гендиректор ООО «Неоруд» и ООО «Акс Монтажстрой». ООО «Неоруд» на 49% принадлежит офшору «ХЕОВОЛАТРОН, СОСЬЕДАД ЛИМИТАДА», на 51% контролируется «Акс Монтажстрой». Последнее - абсолютно пустая фирма, которой владеет Алана Тагиева - скорее всего, номинальное лицо.
Фото: Rusprofile.ru
Ранее в Сети компанию с названием «Неоруд» связывали со скандальной деятельностью основателя группы «Новый поток» и «Антипинского НПЗ» (АНПЗ) Дмитрия Мазурова. Якобы, сделки «Неоруда» привлекли внимание Росфинмониторинга - будто бы в ее деятельности «нашлись» многомиллионные долги перед бюджетом, транзитные счета и признаки отмывания средств.
Напомним, что в декабре 2023 года Дмитрий Мазуров получил приговор в 10 лет лишения свободы за мошенническое хищение средств «Сбербанка» и «Антипинского НПЗ». Если часть сделок проходила через «Неоруд» - не там ли стоит искать деньги, полученные «Стройпроектом» по госконтрактам Минобороны, а может и в офшоре «ХЕОВОЛАТРОН, СОСЬЕДАД ЛИМИТАДА»?
В любом случае, как утверждают наблюдатели, арест Тимура Иванова разворошил осиный улей - чистки в Минобороны среди подрядчиков оборонного ведомства будут продолжаться. И Кирилл Крупенченко наверняка не последний из «военных» строителей, к которым теперь возникнут вопросы силовиков.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости