Ледокол платежом красен
«Росморпорт» добился взыскания с судоверфи «Пелла» полумиллиарда рублей, но это не конец разбирательств.
Как передает корреспондент УтроNews, суд удовлетворил иск ФГУП «Росморпорт», который взыскивал с АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» 533 млн рублей. По мнению истцов, эта сумма - неосновательное обогащение и проценты по контракту 2019 года на строительство ледокола на 7,54 млрд рублей. Ранее СМИ сообщали, что общий размер требований ФГУПа к «Пелле» - порядка 2,8 млрд рублей.
Ответчик в лице верфи собирается обжаловать решение суда, что юристы считают правильным, однако, мало достижимым.
В резолютивной части решения суда говорится, что сумма взысканного - 521 млн рублей и проценты в 11,5 млн рублей, а также отдельно расходы на оплату госпошлины. Таким образом, иск полностью удовлетворен. Сам контракт заключали на строительство ледокола ледового класса Icebreaker7. Он должен был обеспечить круглогодичное судоходство для российских портов на Дальнем Востоке. Срок введения ледохода в эксплуатацию - 2024 год.
Строительством занималась дочерняя структура «Пеллы», а именно немецкая верфь Pella Sietas GmbH в Гамбурге. Сегодня она находится в стадии банкротства - судя по всему, не в последнюю очередь благодаря западным санкциям.
Само же АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» зарегистрировано в Кировском районе Ленобласти. Ключевым бенефициаром предприятия является Герберт Сатуров. Ранее несколько активов судоверфи приобрело АО «Норебо Холдинг» рыбопромышленника Виталия Орлова.
Что касается нынешнего взыскания: как выяснила Счетная палата, работы по проекту в Гамбурге практически не велись с середины 2021 года. К тому моменту готовность судна была менее 1%, смонтированными оказались лишь две днищевые секции.
После того, как стало понятно, что завершения ледокола в срок ждать не приходится, «Росморпорт» расторг договор с «Пеллой». При этом он успел перечислить подрядчику 2,3 млрд рублей из 2,8 млрд. Таким образом, суд удовлетворил к взысканию около одной шестой всей суммы.
Возвращаясь к Счетной палате, в ее заключении указано, что объем кассовых расходов по контракту за время реализации составил почти 2,8 млрд рублей, в том числе оплачено принятых работ на 750 млрд рублей. Сумма в 521 млн рублей там указана, как возможный ущерб государству в случае расторжения контракта.
Эксперты не исключают, что сумма, которую собирается взыскать государство с «Пеллы» может быть увеличена посредством отдельного иска. Они же указывают, что судоверфь могла вернуть заказчику аванс в досудебном порядке, или достигнуть с ним неких соглашений об условиях возврата. При этом «Пелла» могла отказаться выплачивать проценты, что вылилось в судебные разбирательства.
Для судозавода оспаривание решения суда имеет смысл, поскольку в рамках этого спора подтверждается сам факт наличия задолженности. Если «Росморпорт» все-таки станет заявлять требования о возврате долга в рамках отдельного иска, этот факт будет иметь преюдициальное значение, т.е. не будет подлежать повторному доказыванию, что сделает взыскание проще. Таким образом, «Пелла» может попробовать оспорить вынесенное решение просто для того, чтобы лишить «Росморпорт» такого преимущества, или сдвинуть сроки вступления решения в законную силы и отсрочить выплату.
Представители «Пеллы» утверждают, что обязательно будут оспаривать решение суда, поскольку в данном иске «не были учтены все обстоятельства».
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости