Механизмы «долгового неоколониализма»
Западные страны для сохранения своего доминирования активно задействуют механизмы «долгового неоколониализма», продвигая под различными предлогами выгодные им концепции. Об этом заявил посол России в США Анатолий Антонов в статье для Шиллеровского института.
Этот институт был основан в немецком Висбадене в 1984 году Хельгой Цепп-Ларуш, женой американского политического активиста Линдона Ларуша, автора так называемой теории «физической экономики» и противника монетаристских концепций. Он баллотировался в качестве независимого кандидата на президентских выборах в США, позиционировал себя как друга России, неоднократно бывал в РФ.
На Западе, особенно в его англосаксонской части, Шиллеровский институт называют «экстремистским аналитическим центром», «ультраправой политической сектой», распространяющей «антисемитские теории заговора».
Про Ларуша писали, что «в основе большей части его работ лежит глубокий антисемитизм, который описывает мир, как находящийся под контролем сионистского заговора банкиров, лоббистов и политиков». Во служебной записке Скотланд-Ярда Шиллеровский институт был охарактеризован, как «политический культ со зловещими и опасными связями».
Против неолиберальных установок
Посол Антонов знал про эти взгляды и «опасные связи» Шиллеровского института, но статью «К вопросу о борьбе с неоколониальными практиками» для его сайта написал. Отметил агрессивное насаждение западными странами неолиберальных установок в ущерб традиционным духовно-нравственным ценностям. Это «западное наступление» включает гендерное многообразие и легализацию наркотиков, механизмы «долгового неоколониализма», - заявил посол.
Под предлогом заботы об окружающей среде, борьбы с климатическими изменениями продвигаются выгодные «золотому миллиарду» концепции «зеленого империализма», наращивается технологический разрыв с целью закрепления монополии западных ИТ-корпораций. В подконтрольном им информационном пространстве вводится цензура.
Российский дипломат обратил внимание на «пример распределения вакцин» в период пандемии COVID-19 и затягивание сертификации российского препарата «Спутник». Никто не понес ответственности за случаи тяжелых побочных последствий от наспех сертифицированных западных вакцин, - подчеркнул Антонов.
Американский инструментарий внешнего контроля и вмешательства во внутренние дела суверенных государств, по словам Антонова, включает «саммиты за демократию», «порядок, основанный на правилах», другие схемы. «Россия выступает за формирование более справедливой и устойчивой многополярной системы международных отношений, основанной на Уставе ООН и, прежде всего, принципе суверенного равенства государств», - отметил посол.
По его мнению, США и коллективный Запад пытаются удержать «бразды правления», оставаться на позициях «вершителя судеб», противостоять формированию многополярной системы международных отношений. По оценке Антонова, международное сообщество стремится искоренить пережитки колониальной системы.
Неоколониальная практика Запада решать вопросы силовыми методами не приводит ни к чему, кроме войн, конфликтов и военных интервенций, как это было в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, государствах Азии и Африки. Начиная с 1945 года Вашингтон осуществил «свыше 50 попыток госпереворотов и военных интервенций», - отметил Антонов.
Текст статьи на русском языке был опубликован посольством РФ и Шиллеровским институтом.
О «долговом неоколониализме»
Самая большая проблема, с которой сталкивалось общество, заключалась в том, как организовать торговлю и кредит, не позволяя торговцам и кредиторам наживаться, эксплуатируя своих клиентов и должников. Запад, особенно США, повторяет модель упадка Рима, написал Майкл Хадсон в 2022 году в докладе для конференции «Девятый форум Юг-Юг по устойчивому развитию».
Олигархический контроль над правительством оставался главной отличительной чертой западной цивилизации со времен античности. Иными словами, перед самыми богатыми всегда стояла задача противодействия гражданскому правительству, способному не допустить возникновения олигархата-кредитора или разрешить монопольно контролировать национальное богатство. Или предотвратить появление наследственной аристократии и класса рантье, живущего за счет ренты, процентов и монопольных привилегий.
Хадсон не только экономист и профессор экономики Университета Миссури в Канзас–Сити. Он еще был аналитиком на Уолл-стрит, работал в качестве политического консультанта и комментатора финансовых новостей. Он отмечает, что «траектория западной цивилизации» - это концентрация богатства в руках «одного процента» населения. Это группа, в руках которой - земельная рента и рента природных ресурсов, монопольная рента, контроль над финансами.
Хадсон знает, о чем говорит - финансовый сектор «отодвигает» национальные правительства и «приватизирует» управление общественными благами, берет на себя экономическое и социальное планирование, причем не только в странах «золотого миллиарда». С помощью неолиберальной политики ведется курс на подчинение экономик Глобального Юга, обременение их долгами, встраивание в систему контроля Международного валютного фонда и Всемирного банка.
После Второй мировой войны объем долга неуклонно увеличивался и достиг кризисных масштабов. В 2008 году в США взорвался пузырь мусорной ипотеки, вышли на поверхность схемы банковского мошенничества, рухнула финансовая долговая пирамида, обременив экономику США, Европы и Глобального Юга.
Федеральная резервная система «напечатала» 8 трлн долларов, чтобы спасти активы финансовой элиты, вместо того, чтобы спасать жертв мусорных ипотечных кредитов и задолжавших иностранных заемщиков. Европейский центральный банк сделал почти то же самое, чтобы спасти рыночную стоимость финансового богатства самых богатых европейцев.
Западные демократии доказали, что неспособны предотвращать возникновение олигархий, они не в состоянии избежать поляризации в распределении доходов и богатства. Кредиторский «Один процент» стал политически могущественной группой, несмотря на демократические процедуры и избирательные механизмы.
Правительства назначают победившие на выборах партии и политики, но регулирующие органы и налоговые власти уже захвачены, экономический контроль и планирование остается в руках финансовых групп независимо от перемен в кабинетах министров. Во главе стоит неолиберальный финансовый капитал, ориентированный на США.
Госрегулирование считается неэффективным и ненужным. Президент Байден и неолибералы Госдепартамента называли Китай «автократией», но на деле им поперек горла было стремление КНР сохранить экономическую независимость и самостоятельность. То, что они называют «автократией», — это правительство, достаточно сильное, чтобы не дать ориентированной на Запад финансовой олигархии загнать всех в долги.
Именно это произошло на Западе, который сейчас пытается навязать всему миру современный вариант экономического режима, основанного на долгах. Внешний долг Америки поддерживается привилегированным положением доллара, как «ключевой резервной валюты». Растущий долг разрушает экономику, когда он не используется для финансирования новых капиталовложений в средства производства. Большая часть кредитов сегодня создается для раздувания цен на акции, облигации и недвижимость, а не для восстановления промышленных возможностей. В результате «долг без производства» разрушает экономику США.
Всего лишь десять лет назад сенатор Джон Маккейн и президент Барак Обама характеризовали Россию как заправочную станцию с атомными бомбами. Теперь это можно сказать о США, которые основывают свою мировую экономическую мощь на контроле над торговлей нефтью и роли доллара. Когда основными статьями американского экспорта стали сельскохозпродукция и оружие.
Америка стала экономикой с высокими издержками, теряющей промышленное лидерство, как это случилось когда-то с Британией. США пытаются жить в основном за счет финансовых прибылей (процентов, прибыли от иностранных инвестиций и создания кредитов центральным банком для раздувания прироста капитала) вместо того, чтобы создавать богатство за счет промышленности. Их союзники по НАТО и Япония начали делать то же самое.
Так считает Майкл Хадсон. Он, правда, не упомянул в своем докладе интересы «государства национальной безопасности» с его многочисленными агентствами «из трех букв», военно-промышленный комплекс или Пентагон. У каждого из них своя «грядка» экономических, финансовых и других интересов, простирающихся, в том числе, в сторону Глобального Юга с его уязвимыми элитами. Не сделал этого и посол Антонов в своей статье для Шиллеровского института.
Почему Шиллеровский институт?
Институт выступает против теории «Столкновение цивилизаций» Сэмюэля Хантингтона, противопоставляя этому «Диалог культур» и следуя идеям Фридриха Шиллера, знаменитого немецкого поэта, драматурга, философа и историка.
На веб-сайте института размещены стенограммы конференций, проведенных в разных частях мира, с целью продвижения идеи «мир через развитие».
В частности, институт поддерживает инициативу «Один пояс, один путь», обещающий «совместное взаимовыгодное и сбалансированное развитие», поддерживает идею строительства Евразийского сухопутного моста, призывает к облегчению долгового бремени и реорганизации мировой валютной системы.
Еще этот аналитический центр, продвигающий идеи Линдона Ларуша, предложил Десять «принципов для размышлений и диалога между всеми людьми с целью поиска основы для мирового порядка».
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости