18+

Деньги Минкульта на «поддержку» отечественного кино уходят в офшоры и распределяются между одними и теми же кинопроизводителями.

Национальное кино в личных интересах Мединского«На шухере» стоит министр Владимир Мединский? 

Как стало известно корреспонденту УтроNews, субсидии на создание фильмов уходят в офшорные компании. О непрозрачности господдержки отечественного кино сообщила Счетная палата. 

В 2017–2019 годах на поддержку российского кинематографа из бюджета было выделено 22,8 млрд рублей. Основная часть этих денег – 17,9 млрд рублей – пошла на производство национальных фильмов.

При этом «национальные» средства «сливаются» в офшоры. Проанализировав пять реестров документов с отчетностью о расходовании субсидий, аудиторы выяснили, что деньги зачастую перечисляют на счета кинокомпаний, не обязанных предоставлять отчет.

До 60% от сметной стоимости российских фильмов были направлены либо в кипрские компании, либо в российские фирмы, которые выглядят как пустышки – их штат насчитывает от одного до девяти сотрудников. Похоже, не очень-то ответственно в Минкультуры относятся к государственным деньгам.

Согласно информации, опубликованной в недавно появившейся базе данных продажи кинобилетов (ЕАИС), больше половины фильмов, профинансированных государством, остались практически без зрителя. За последние 4 года Минкульт выделил субсидию 155 фильмам. 80 из увидели меньше 10 тысяч человек, а 30 картин не собрали даже и тысячи зрителей. 

Логика распределения государственных денег не всегда понятна. Например, в феврале Владимир Мединский сорвал Международный театральный фестиваль на Камчатке, в последний момент отказав в обещанном ранее финансировании – тогда министр культуры «зажал» 50 млн рублей. 

При этом на днях стало известно, что на картины продюсера Александра Тютрюмова Министр культуры потратил в общей сложности 900 тысяч долларов. На комедию Тютрюмова «Бесславные придурки» по всей России было куплено всего 230 билетов. Другой его блокбастер — «Весури» — не посмотрел ни один человек.  

Мединский увидел в продюсере то, чего не разглядел никто? И, похоже, это не далеко не возможность поднять отечественное кино с колен, а шанс поднять «поднять бабла».

С кем делит «кормушку« Мединский

Счетная палата указывает, что в состав экспертных советов, отбирающих фильмы для финансирования, входят люди, которые при этом и являются крупнейшими получателями субсидий. По мнению аудиторов, из-за этого финансирование могут получать аффилированные проекты.

Кстати, об этом уже сообщалось и ранее. В прошлом году Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» (ЦАП) заявил, что фильмы для получения субсидии были выбраны еще до проведения конкурса. 

Та же история — в подведомственном Минкультуры Фонде кино. Кстати, если раньше ФК действовал более автономно, то с прошлого года его полностью переподчинили министерству. По инициативе Мединского, конечно же, который, по всей видимости решил взять полный контроль над финансированием отечественного кино. 

Поговаривают также, что реформа Фонда кино «продавливалась» министром Мединским в интересах Никиты Михалкова. 

Вспомним историю 2017 года, когда Михалков демонстративно покинул попечительский совет Фонда кино. Тогда он публично рассказал о разногласиях с руководством фонда, обвинив его в «безответственности», а члена совета, пресс-секретаря премьер-министра Наталью Тимакову — в «латентной русофобии».

И вот, в прошлом году в Фонд кино пропихивают новый устав, вопреки просьбам деятелей искусства увольняют возглавлявшего его пять лет Антона Малышева. Не исключено, что именно Михалков решил усилить свое влияние в ФК через Мединского.

В кулуарах судачат, что свой пост министр сохраняет именно благодаря поддержке Никиты Михалкова, а потому и передел ФК может быть именно с его подачи.

Национальное кино в личных интересах Мединского

Министр культуры зависит от кинорежиссера? 

Впрочем, такой расклад может быть выгодным для обоих — деньги теперь сосредоточены в их руках. О том, как Михалков поступается интересами культуры ради аффилированных с ним фирм и использует для этого Мединского, писало The Moscow Post.

Более того, схожи у Михалкова с Мединским и идеологии. По крайней мере, если судить по заявлениям в СМИ. Оба яро ратуют за патриотизм и нравственность, как и подобает «прикормленным» государственными деньгами деятелям. 

Свой человек

Ранее, до обретения контроля над Фондом кино, Мединскому приходилось оправдываться за структуру. Например, на «Защитников» Сарика Андреасяна обрушился шквал критики от зрителей и экспертного сообщества. Тогда продюсер и режиссер этого киношедевра не особо старался аргументировать Экспертному совету, почему его фильму нужно выделить бюджетные деньги, поскольку был завсегдатаем среди получателей субсидии. В итоге Мединскому пришлось объяснять, как такое могли снять на бюджетные деньги.

Зато теперь Мединскому не так обидно – все-таки теперь он напрямую руководит процессом. Во главе организации теперь восседает «свой» человек — Вячеслав Тельнов, бывший директор департамента кинематографии министерства культуры, возглавлявший «Госфильмофонд».

Впрочем, в Фонде кино у Мединского есть и другие «приятели». Главарем экспертного совета там, по сути, является Федор Бондарчук. Многие участники совета так или иначе связаны именно с ним. О конфликте интересов не сообщал только ленивой, однако едва ли это кого-то беспокоит. А Мединского тем более. 

Судя по всему, творчество режиссера министр культуры РФ очень даже одобряет — в своих выступлениях призывал отечественных деятелей культуры брать пример с Федора Бондарчука, снявшего фантастический фильм «Притяжение» о вторжении инопланетян в Чертаново. 

Эта картина, собравшая более 1 млрд рублей в российском прокате, была создана при безвозмездной поддержке подведомственного Минкультуры Фонда кино. Летом 2017 года стало известно, что Фонд кино на безвозвратной основе предоставит Бондарчуку 250 млн рублей на создание сиквела.

Мединский «прокатывает» неугодные фильмы

Министерство культуры распоряжается прокатными удостоверениями, а потому 

двигать даты премьер, а то и вовсе отказывать фильмам в прокате Мединский может без проблем. 

Много споров возникло в 2017 году из-за решения Мединского о переносе дат проката «Приключения Паддингтона 2», на которого уже были проданы билеты на 750 тысяч рублей. Говорят, решение Минкультуры было принято в пользу российского фильма «Движение вверх» и исторической драмы «Скиф».

Тогда даже к премьеру Дмитрию Медведеву с открытым письмом обратилась Ассоциация владельцев кинотеатров, обвинив министра Мединского в «грубом прямом вмешательстве в хозяйственную деятельность коммерческих предприятий».

В письме указывалось, что успехи российского кинематографа в 2017 году состоялись не благодаря, а «вопреки ручному управлению отраслью со стороны Министерства культуры». Мединского также обвинили в том, что он даже не посчитал нужным провести номинальное заседание экспертного совета по выдаче прокатного удостоверения. Да и к чему это? Нечего хозяину-барину с кем-либо совещаться.  

Тогда, кстати, за Мединского и вступился обласканный министров Федор Бондарчук, поддержав действия Минкульта по защите интересов отечественного кино. Похоже, российские киноделы сами не верят в то, что на их фильмы кто-то пойдет, если даты проката не зачистить от зарубежных премьер. 

Скандалы вокруг даты премьеры случаются и между российскими киноделами. Перед Днем космонавтики должны были выйти сразу два фильма — «Время первых» Тимура Бекмамбетова и «Салют-7» Сергея Сельянова. Прокатное удостоверение на весну получила картина «Время первых», несмотря на то, что экспертный совет Фонда кино признал киноленту Сельянова более привлекательной.

Национальное кино в личных интересах Мединского

Что получил министр за решение в пользу кинопроизводителя?

Похоже, сам Мединский чувствует свое влияние в индустрии, а потому иногда «заигрывает» с населением, лишний раз напоминая, кто решает судьбу кинолент в России. Например, недавно он великодушно решил не снимать с проката фильм «Джокер», до этого подвергнув картину жесткой критике. 

Складывается ощущение, что министр действует далеко не в интересах зрителей или развития российского кино. Это подтверждают и факты распределения субсидии на сомнительные фильмы, и лоббирование интересов конкретных режиссеров, и перевод денег в иностранные компании. Особенно цинично в свете этого звучат громкие патриотические высказывания о поддержке национального кино. За которыми, по всей вероятности, скрывается самая банальная национальная коррупция. 

Читайте нас на Яндекс.Дзен, GOOGLE Новости и Яндекс.Кью
, , , , , ,