Неприкаянный "Суперджет" имени Мантурова и Чемезова?
Как сообщает корреспондент УтроNews, корпорация "Иркут" собирается выкупить самолеты Superjet 100 (SSJ100), от которых отказался единственный эксплуатант в Европе — ирландская компания CityJet. Самолеты поставлялись в эту страну в лизинг на 12 лет. Если сделка состоится, российские авиакомпании смогут рассчитывать на госсубсидии. Ради них большинство авиакомпаний с риском для пассажиров и будут принимать "суперджеты"?
В операции по возврате наших самолетов на родину также будет участвовать ВЭБ.РФ, который участвовал и в передаче в 2016-2017 годах наших лайнеров в Ирландию. При этом ВЭБ помогал "Аэрофлоту" выкупать новые "суперджеты" по 2,37 млрд рублей за борт. Спасать "суперсамолеты" бегут по указке главы "Ростеха" Сергея Чемезова и главы Минпромторга Дениса Мантурова?
У CityJet был контракт на поставку 15 лайнеров SSJ100 с опционом еще на 16 штук, но успели ирландцы получить только семь самолетов. Авиакомпания летала на "суперджетах" в интересах других перевозчиков, в частности Brussels Airlines. В 2019 году CityJet фактически разорвала контракт на эксплуатацию SSJ100 из-за сложностей с обслуживанием и дефицитом запчастей, писал "Коммерсант". С европейской экспансией у ОАК не заладилось.
Доделать и пристроить на родине
Суперджеты планируется доработать, восстановив их летную годность. В ОАК накопились уже 59 SSJ100. Их пристроят в авиакомпании группы "Аэрофлот", Red Wings, "Азимут" и, возможно, "Якутия", а раскошелится банк ПСБ.
В Европе от "суперджетов" отказались
Единственным зарубежным коммерческим эксплуатантом SSJ100 остается мексиканская компания Interjet, как писала "Российская газета", в ее парке 22 наших самолета, которые в последние годы в основном простаивали из-за пандемии. За границей спроса на распиаренные "суперджеты" нет, вот и будут их пристраивать подешевке на родине. Вот только кто побеспокоится о безопасных полетах на возвращенных из Европы лайнерах?
"Заколдованный" "Суперджет"
5 мая 2019 года пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот", летевший из Москвы в Мурманск, вернулся в аэропорт Шереметьево и загорелся при аварийной посадке. Погиб 41 человек. За несколько лет эксплуатации ЧП с самолетами SSJ-100 случались свыше 25 раз! Такую грустную статистику приводит издание Znak.
Авария в Шереметьево
Высокая аварийность – закономерность. Более 70 работников завода в Комсомольске-на-Амуре, участвовавших в сборке SSJ-100, как выяснилось, имели поддельные дипломы о высшем образовании, писала газета "Взгляд".
СМИ сообщали о неполадках в системах кондиционирования и управления воздушным судном, о сбоях выпуска шасси, на проблемы с двигателями, запчастям. Указывали специалисты и на дороговизну обслуживания лайнеров, писал "Коммерсант". Наш лайнер много времени проводил на земле, уступая иностранным конкурентам - Airbus 320/321 и Boeing 737.
"Суперджеты" производят совершенно в иных масштабах, чем планировалось. За 10 лет серийного выпуска было произведено 200 самолетов. Более 30 бортов SSJ одновременно в небе не поднималось. Но продать эти самолеты даже сложнее, чем произвести, считает "Форбс".
Мало того, "российский" самолет так и остался на 70% "иностранным", в смысле комплектующих. Самолет оказался сырым, а его сервис ненадежным. Имидж самолет здорово подпорчен не только за границей, но и в России. О многочисленных исках к компании "Сухой", входящей ОАК, в частности, писала Life. Претензии к "суперджетам" имеют практически все, кто их использовал.
В аэропортах "суперджеты" проводят больше времени, чем в небе
Все равно будут летать?
Но деятели авиапрома во главе с главой Минпромторга Денисом Мантуров и руководителем "Ростеха" Сергеем Чемезовым не спешат отказываться от SSJ-100, в которого вбуханы бюджетные миллиарды. Корпорации "Иркут", по всей видимости, тоже "выкрутили руки", чтобы вернула неприкаянные лайнеры из Ирландии. В свое время портал "Авивция21.ру" утверждал, что каждый второй SSJ-100 будет продан за границу.
Именно Чемезов и Мантуров хотели объединить все SSJ-100 под крылом одного авиаперевозчика, что, по мнению некоторых специалистов, может привести к краху отечественное авиастроение. С их подачи правительством РФ приняло решение о создании авиакомпании, которая соберет у себя все самолёты Sukhoy Superjet-100. Об этом писал РБК. А между тем, поговаривают, что Чемезов мечтал получить собственную авиакомпанию.
Главные лоббисты "суперджетов" Мантуров и Чемезов
Кстати, Мантурову приписывают связь с Еленой Юркан, владелицей фирмы "Сервис 007", на счета которой попадают бюджетные деньги за VIP-полеты министра Мантурова. Бизнес-джеты с каютами и душем-SPA Юркан (а набрала она таких подрядов на 3 млрд рублей) заказывает и для мужа — зама Мантурова Виктора Евтухова. Денис Мантуров только за девять месяцев 2019 года предположительно совершил на частных самолетах 57 перелетов, стоимость которых оценивается более чем в 200 млн рублей, писал "Форбс". Только сомнительно, что Мантуров и Чемезов летают на SSJ-100.
"Фокусы" с двигателем
Но самое интересное происходит с двигателями для "суперджетов". Не сумев выбрать хороший зарубежный двигатель для Sukhoi SuperJet, умельцы из Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) "Ростеха" прокричали о создании доморощенного двигателя ПД-8. "Ростех" под этим соусом даже заявил о новом проекте - Sukhoi SuperJet Newт за 120-130 млрд рублей. Первый самолет новой серии хотят продемонстрировать уже к 2023 году. Пол
Пока же "суперджеты" летают на двигателе SaM146 российско-французского производства, далеком от совершенства. Производитель не смог решить проблему с неисправными двигателями самолета. Для авиакомпаний закупали подменные двигатели, которых тоже не хватает. Двигатели производит совместное предприятие "ОДК-Сатурн"и французской фирмы Safran–Powerjet, как сообщали "Ведомости". Двигатель должен отработать 8 тыс. часов до капремонта, но после 2 тыс. часов эксплуатации двигателю требуется ремонт, который длится по 2 месяца и больше. У региональных авиакомпаний из-за неполадок с двигателями сейчас стоит каждый четвертый SSJ100. К тому же мощности Powerjet ограничены: компания может выпускать 60-70 двигателей в год.
Российский турбореактивный двигатель ПД-8 для SSJ New должен пройти сертификацию в 2023 году, сообщил первый заместитель главы "Ростеха" Владимир Артяков в интервью ТАСС. Говорилось, что его можно будет использовать и на новых вертолетах. При этом другой новый двигатель ПД-14 авиаторы ждут уже несколько лет.
При этом АО "ОДК-Авиадвигатель" последние годы испытывает финансовые сложности, как сообщал "Коммерсант". Выручка в 2018 году составила 10,8 млрд. рублей, что на 6% меньше объемов 2017 года (11,4 млрд. рублей). Чистая прибыль снизилась на 47% с 118 млн. рублей в 2017 г. до 62 млн. рублей в 2018 году. В 2018 году на 708% возросла кредиторская задолженность, увеличившись до 16,2 млрд. рублей.
Наша страна израсходовала на SSJ-100 более 7 млрд. долларов бюджетных средств. Вложения пока не оправдали себя. Теперь Мантуров, Чемезов и компания предлагают снова осваивать миллиардные инвестиции. Во имя чего?
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости