Никто и не СПИКнет: новые льготы для Мазепина?
Мазепин может водить за нос государство, пользуясь налоговыми преимуществами от СПИКов, - и при этом не исполнить свои обязательства, как это случилось с контрактами от 2019 года.
Группа компаний «Уралкалий» олигарха Дмитрия Мазепина заключила третий «Специальный инвестиционный контракт» (СПИК 2.0) на производство гранулированного хлористого калия на площадке в Березниках. Отличие СПИК 1 от СПИК 2 - масса, второй вариант предполагает срок от 15 лет, входит в единый механизм СПИКов по всей стране (не делится на федеральный и региональный), там отсутствует порог инвестиций. Подробности в материале корреспондента УтроNews.
Новое соглашение предполагает инвестиции на уровне 8,3 млрд рублей. Запуск намечен на 2026 год, срок СПИКа - 15 лет, т.е. до конца 2038 года. За этот срок планируется произвести продукции на 195 млрд рублей. И именно производство продукции, в т.ч. на экспорт - конечная цель таких соглашений. Весь период действия контракта «Уралкалий» будет пользоваться целым рядом льгот и послаблений.
Казалось бы, все стороны в выигрыше. Только вот ранее мазепинский холдинг уже заключил два СПИК 1 в 2019 году, и расторг их до истечения контракта. Один СПИК на строительство Половодовского калийного комбината предполагал инвестиции в 117,8 млрд рублей, другой (на новый рудник «Соликамск-2») - в 36,8 млрд рублей.
Производство на новом руднике «Соликамск-2» мощностью 2,3 млн тонн руды, «Уралкалий» должен был начать в 2024 году, на Половодовском калийном комбинате (2,8 млн т) - в 2027 году. Контракты предоставляли «Уралкалию» право на нулевую ставку по налогу на прибыль до 2026 года и по налогу на имущество до 2029 года.
Инициатором обоих СПИКов был инвестор - «Уралкалий». Соглашения расторгли в 2023 году - т.е. еще до того, как «Соликамск-2» должен был дать первую продукцию. Получается, все это время Уралкалий преспокойно пользовался льготами, а потом развернулся на 180 градусов. Складывается впечатление, что все это олигарх Мазепин мог предположить и просчитать заранее.
Сколько за этот период могла составить «налоговая» выгода для Уралкалия? Согласно отчету компании, на 31 декабря 2022 года сумма отложенных налоговых обязательств компании составляла 74 млрд рублей. На 31 декабря 2023 года - 58 млрд рублей. Т.е., с учетом уже заключенных в 2019 году СПИКов именно столько в налогах собиралась «выиграть» компания.
Фото: ПАО «Уралкалий»
Это происходит с молчаливого согласия Минпромторга, которым до недавнего времени руководил Денис Мантуров. Сейчас он курирует его в ранге вице-премьера. В самом Минпромторге причины расторжения контрактов с «Уралкалием» обсуждать отказались, сославшись на коммерческую тайну. Интересные дела - ведь речь идет о налогах с доходов, которые мог недополучить бюджет.
Возможно, у функционеров Минпромторга могла быть некая личная коррупционная договоренность с Дмитрием Мазепиным. А сейчас срыв контрактов можно списать на что угодно - те же санкции.
Правда, санкции есть в отношении самого Мазепина, а вовсе не калийной отрасли. Именно персональные санкции против Мазепина послужили причиной продажи им контрольного пакета «Уралхима», имеющего права распоряжаться акциями «Уралкалия». Однако, косвенное влияние санкций привело к тому, что за первое полугодие экспортные объемы компании сократились более, чем на 30%.
По принципу пирамиды
Это очень плохие новости для всего ОХК «Уралхим», куда входит ПАО «Уралкалий». Потому что на протяжении длительного времени эти структуры испытывают огромные финансовые трудности.
В 2021 году ситуация стала критической - из-за стремительного роста долгов холдинг оказался на грани дефолта. Тогда, чтобы успокоить инвесторов и международных партнеров, Дмитрий Мазепин был вынужден лично взять операционный контроль в ранге гендиректора, уволив Александра Прыгункова.
Уже тогда «Уралкалий» не мог выполнять платежные обязательства по еврооблигациям на 1,5 млрд и 1,1 млрд долларов. Общий долг компании за 9 месяцев 2020 года увеличился с 328 млрд до 417 млрд рублей.
Общий долг «Уралкалия» по итогам 2023 года составил уже 577,2 млрд рублей, увеличившись в 1,6 раза по сравнению с показателем на конец 2022 года. На счетах компании на конец прошлого года находилось 59,6 млрд рублей, из них 20,2 млрд рублей были заблокированы или ограничены в использовании из-за санкций.
Долгосрочные и краткосрочные долговые обязательства «Уралкалия» на 2021 год значительно превышают капитал и резервы холдинга. Фото: Rusprofile.ru
За счет чего тогда живет «Уралкалий»? Во-первых, за счет лояльной позиции государства, предоставляющего льготы, ведь на предприятиях Мазепина работают десятки тысяч человек - социального взрыва никто не хочет. А, во-вторых, конечно, на громадные кредиты, которые могут никогда не вернуться кредиторам.
В 2021 году холдинг подписал соглашение с 18 банками о получении крупнейшего в России и СНГ синдицированного кредита с привязкой к динамике показателей устойчивого развития на сумму $1,25 млрд. А в 2024 году, который не так давно начался, привлек еще 70 млрд рублей. При этом на одно только погашение задолженности по синдицированным предэкспортным кредитам (PXF) в 2023 году ушло почти 59 млрд рублей.
Все это крайне тревожно и может свидетельствовать, что ПАО все так же стоит на грани краха. А сама его деятельность по набору кредитов может напомнить принцип финансовой пирамиды.
Более того, в аудиторском заключении по отчетности «Уралхима» отмечается, что в течение семи лет подряд (2014-2020) размер чистых активов «Уралхима» составляет отрицательную величину…что указывает на наличие неопределенности в отношении способности «Уралхима» продолжать непрерывно свою деятельность. Получается, в течение семи лет чистые активы «Уралхима» меньше минимального уставного капитала, установленного законом в размере 100 тыс. рублей? И никто на это не обращал внимание - спокойно заключал с компанией СПИКи?
Еще большее удивление вызывает тот факт, что при таких делах холдинг продолжает платить дивиденды - за один только первый квартал 2023 года на эти цели направили 45 млрд рублей - более половины от суммы кредитов, набранных за первый квартал 2024 года.
Гонщик Никита и память о ТоАЗе
Таким образом, какую бы поддержку не оказывали Уралкалию - государство, банки и партнеры, похоже, не в коня корм. А в это время сам Мазепин занят карьерой сына - гонщика «Формулы 1» Никиты Мазепина. Последний тоже попал под санкции из-за своего отца. Но произошло что-то невероятное. Никита Мазепин подал иск против Совета ЕС на снятие санкций, и суд впервые в истории принял обеспечительные меры по такому делу - временно действие санкций приостановил.
Удивительное обстоятельство - похоже, господин Мазепин-младший может оставаться «связным» между отцом и рядом европейских элит, крайне заинтересованных в сохранении отношений с олигархом и поставках его продукции.
В этом смысле санкционерам можно напомнить, как господин Мазепин сколачивает свою химическую империю, что прекрасно видно на примере завода «Тольяттиазот» (ТоАЗ).
В капитал ТоАЗ компания Уралхим Мазепина пришла в 2008 году, получив 10% акций. Но этого олигарху было явно недостаточно. А в 2012 году по заявлению «Уралхима» было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, фигурантами которого стали ключевые бенефициары предприятия - Владимир Махлай и его сын Сергей. Впоследствии Владимира Махлая признали виновным в организации преступного сообщества, мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Ущерб оценили в 85 млрд рублей.
Все это время на заводе шел жаркий корпоративный конфликт за контроль над предприятием. Победу одержал Мазепин - в ноябре 2021 года состоялось внеочередное собрание акционеров компании, на котором было принято решение: все пять мест в новом совете директоров получили представители АО ОХК «Уралхим».
Государство не перестает идти навстречу Дмитрию Мазепину. Чем он отвечает? Фото: https://rspp.ru/upload/iblock/958/мазепин.jpg
Махлаи сопротивлялись, как могли. Сергей Махлая дал интервью прессе, где обвинил «Уралхим» в неуплате налогов, коррупции и закредитованности. В компании это яростно опровергали, давали опровержения в прессе. Словом - очень засуетились. В итоге же никаких проверочных мероприятий на этот счет не проводилось, к компании не оказалось никаких претензий.
Непонятно только, почему не «суетится» российское государство, когда прямо у него под носом одно из крупнейших предприятий страны, лидер калийной отрасли, оказалось на грани катастрофы. И не просто не суетится - но продолжает заваливать гражданина Мазепина деньгами и иными благами. Доколе?
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости