onf
В мире / 16:17 / Россия закрывает представительство Польши в КалининградеЭкономика / 15:56 / Отмучался: в Минобороны собираются списать невезучий авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»Политика / 15:44 / В Нижнем Новгороде пациентка напала на фельдшера «Скорой помощи». Почему Россия до сих пор не может защитить своих медиков?Культура / 14:50 / Гала-концерт «Звезд Русского Радио» и VI Семейного Образовательного Форума Леонида Агутина связал поколенияПолитика / 14:24 / Москва ждет от Киева предложений по новой встречеАрмия / 14:05 / ВС РФ освободили еще один населенный пункт в ДНРОбщество / 12:51 / В Петербурге ребенок провалился в люкВ мире / 12:06 / Орбан раскритиковал поведение ЕСОбщество / 11:28 / В Гусь-Хрустальном из-за пожара погиб человекВ мире / 11:09 / Россия выступает за продление перемирия между Ираном и ИзраилемОбщество / 10:41 / Глава СК потребовал доклад о смертельной аварии в СевастополеВ мире / 10:38 / Мерц обратился к Путину В мире / 10:18 / Коалиция хочет патрулировать небо и море УкраиныОбщество / 09:31 / В Собинке сгорела фабрикаАрмия / 09:21 / Киев не оставляет попыток прорыва в РФВ мире / 09:07 / Трамп анонсировал заявление по России

Отмучался: в Минобороны собираются списать невезучий авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

В Министерстве обороны сообщили, модернизация авианосца «Адмирал Кузнецов» находящегося на судоремонтном заводе №35 в Мурманской области, приостановлена. Крейсер встал на ремонт в 2018 году сразу по возвращению из Средиземного моря, после участия в сирийской кампании.

В Министерстве обороны сообщили, модернизация авианосца «Адмирал Кузнецов» находящегося на судоремонтном заводе №35 в Мурманской области, приостановлена. Крейсер встал на ремонт в 2018 году сразу по возвращению из Средиземного моря, после участия в сирийской кампании.

В настоящий момент представители Главного командования ВМФ и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), обсуждают, рационально ли возвращать единственный в России, но сильно устаревший авианосец 1985 года «выпуска» в боевой состав флота, или пора его утилизировать. Мнения военных аналитиков разделились на радикально противоположные. 

В частности экс-командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц полагает, что вкладывать огромные деньги в восстановление авианесущего крейсера не имеет смысла. Концепция войны на море поменялась, плавучие аэродромы теряют актуальность: они дороги и уязвимы. Место авианесущих ударных группировок (АУГ) займут беспилотные системы. 

В свою очередь, другой эксперт, капитан 1-го ранга Василий Дандыкин указывает, что Китай и Индия активно развивают свои авианосные программы, тогда как Россия, лишившись «Адмирала Кузнецова» останется вообще без авиационного прикрытия в дальней морской зоне. Капитан напоминает, что в «Основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года», предусмотрено наличие у России двух АУГ: на Северном и на Тихоокеанском флоте.

Напомним, что авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5 был заложен на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаев, в сентябре 1982 года. Закладывался авианосец как «Рига», потом стал «Леонид Брежнев». На воду 4 декабря 1985 года корабль был спущен как «Тбилиси», а 20 января 1991 года вошел в состав Северного флота ВМФ СССР уже как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 

Авианесущий крейсер был предназначен для уничтожения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак противника и поддержки операций по высадке десанта. На корабле могут базироваться 28 самолетов и 24 вертолета. Максимальная дальность плавания «Адмирала Кузнецова» – 8417 миль. Автономность до 45 суток, а экипаж — 1960 человек.

Помимо авиагруппы, крейсер имеет на вооружении 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса П-700 «Гранит», 24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал», восемь модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», шесть артиллерийских установок АК-630 калибра 30 мм, реактивный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1».

Авианосец был принят в состав ВМФ перед самым распадом Советского Союза. Вероятно, этот факт поломал достойному кораблю всю дальнейшую службу. Путь «Адмирала Кузнецова» отмечен чередой катастроф: самолеты падали, кубрики горели. Во время похода в Сирию над коптящим небо «Кузнецовым» насмехались даже враги. Вот уж правда, как пел один известный иноагент: «В нужный момент лучше пойти ко дну».

Фортуна, видимо, не жаловала крейсер от рождения, но в 1996 году первый раз ее неприязнь проявилась наглядно: сломалась энергетическая установка корабля. После чего удары судьбы посыпались на «Адмирала Кузнецова» как из скорострельной пушки.

В 1998 году был поврежден зенитный комплекс, а в море вылилось 60 тонн мазута. В 2000-м году от поражения электрическим током погиб матрос. В 2002-м году во время ликвидации пожара на судне погиб старшина 1-й статьи. В 2003-м году во время нахождения корабля на ходовых испытаниях, произошло возгорание в основном газоходе авианесущего крейсера. В 2004-м году при заходе на посадку получил повреждения самолет Су-25УТГ. В 2005-м году повреждения при посадке получили уже 2 самолета, один из них затонул. В 2006-м году на «Адмирале Кузнецове» вновь пожар – травмы получили два матроса. При очередном пожаре в 2009 году еще один матрос погиб.

Поход «Адмирала Кузнецова» в октябре 2016 года  в Средиземное море, на помощь наземной группировке ВС России в Сирии – это отдельная история непрерывного конфуза. Все западные СМИ облетели фотографии черного густого дыма из трубы авианесущего крейсера, когда тот проходил акваторию Норвежского моря и пролив Ла-Манш. «Адмирал Кузнецов» был здорово похож на полумертвый броненосец во время Цусимского сражения. 

Британское издание обратилось к военным экспертам, которые на взгляд якобы диагностировали техническую неисправность паротурбин крейсера – главной энергетической установки корабля. К этому присовокупили слухи о якобы неработающих на авианосце гальюнах, представляющих угрозу чистоте британских вод. Командиру «Адмирала Кузнецова» Сергею Артамонову тогда пришлось оправдываться и отшучиваться. 

Командир авианосца объяснил, что корабль неатомный, поэтому дым не является «признаком какой-либо неисправности». «На самом деле корабли стран НАТО тоже дым пускают. Может, их дым уходит в небеса не так высоко, как наш. Но на то у «Адмирала Кузнецова» и самая высокая труба во всем нашем флоте!», - пошутил Артамонов.

Впрочем, шутки-шутками, но злой рок продолжал преследовать корабль и у берегов Сирии. Палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре сирийских боевиков. Всего за время похода в Средиземное море летчиками палубной авиации было выполнено 420 вылетов, без боевых потерь. Однако, при заходе на посадку, 14 ноября 2016 года, потерпел крушение и упал в море истребитель МиГ-29К. Через три недели, из-за обрыва троса аэрофинишера, 5 декабря 2016 года, в море рухнул Су-33. 

После возвращения в Россию, в 2017 году, «Адмирал Кузнецов» встал на ремонт и модернизацию, откуда выйти кораблю, похоже – не суждено. Изначально реконструкция корабля оценивалась в 20 млрд рублей, но дальше началась череда событий, которые существенно увеличили эту сумму. 

Первый инцидент произошел 30 октября 2018 года: из-за прекращения подачи электроэнергии к помпам, в Кольском заливе затонул плавучий док ПД-50 (также, кстати, единственный в России), в котором ремонтировался «Адмирал Кузнецов». Погружение дока повлекло за собой падение башенного крана – прямо на вскрытую для ремонта часть корабля, на дорогостоящее оборудование. В результате ЧП один человек погиб, трое были травмированы, еще один пропал без вести. 

В декабре 2019 года на «Адмирале Кузнецове» когда он стоял на судостроительном заводе произошел пожар, при котором погибли два человека, еще 14 пострадали. Суд установил, что причиной пожара стали сварочные работы, ведущиеся днем 19 декабря на второй платформе энергетического отсека крейсера. Искры от сварки через технологические вырезы и отверстия в полу платформы попали в подпалубное пространство, где лежала пропитанная мазутом ветошь. 

От ветоши загорелись расположенные рядом кабели. По коридорам для коммуникаций и вертикальным шахтам пламя разошлось по нижним палубам крейсера. Огонь уничтожил несколько сотен километров силовых кабелей, главный распределительный щит авианосца и прочую электроаппаратуру на сумму 607 млн рублей, в ценах 2019 года. Во время тушения пожара погибли два члена экипажа корабля и еще 14 пострадали.

В 2022 году Объединенная судостроительная корпорация проинформировала об еще одном «маленьком возгорании» на крейсере, на этот раз без пострадавших. Летом 2024 года ФСБ сообщило о предотвращении диверсии на «Адмирале Кузнецове», организовать который, по данным ведомства, пытались украинские спецслужбы. На этом список злоключений авианесущего крейсера пока исчерпан.

В начале постановки крейсера на ремонт предполагалось, что «Адмирал Кузнецов» вернется в состав ВМФ в 2022 году. По вышеописанным причинам сроки завершения ремонта много раз переносили. Однако, еще в прошлом году речи об утилизации не шло, срок службы авианосца собирались продлить на 20 лет. Теперь, видимо, невезучий корабль все-таки пойдет на слом.

Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости

Вам будет интересно

Новости МирТесен
Яндекс.Метрика LiveInternet