"Отравленный след" банкира Поздышева?
Кто ответственен за предприятия, оставившие огромную площадь опасных отходов?
Одной из проблем для развития Байкала и Иркутской области прокуратура по-прежнему называет промышленную площадку заводов "Усольехимпром" и "Усолье-Сибирский силикон", где сейчас находятся тысячи тонн неизвестных химических реагентов и ртутное озеро, стекающее в Ангару.
Как стало известно корреспонденту УтроNews, за "развалившимися" предприятиями может стоять зампред ЦБ Василий Поздышев и некогда возглавляемая им компания EcoLive.
В северо-западной части Усолья-Сибирского на территории примерно 24 квадратных километров находятся предприятия "Усольехимпром" и "Усолье-Сибирский силикон". Сейчас эти фирмы проходят процедуру банкротства, их имущество распродается. Однако кроме невостребованных помещений и техники, от некогда мощнейших градообразующих гигантов местным жителям осталась куча опасных отходов.
Сейчас предприятие оцепили военные, территория заражена токсичными металлами, разбросан ртутный шлам, предельно допустима концентрация опасных веществ превышена в сотни раз, на средства государства проводятся пока безуспешные попытки дезактивации территории завода. В городе Усолье Сибирском с ноября прошлого года объявлен режим чрезвычайной ситуации.
К "разлагающемуся" предприятию может иметь отношение зампред ЦБ Василий Поздышев. Он был исполнительным директором инвестиционного фонда EcoLive SA и гендиректором управляющей компании EcoLive ltd. Контролировали эти фирмы также Дмитрий Котенко, Анатолий Гончаров и Александр Рудик. Все вместе они, как предположительно, и "растащили" предприятия по кусочкам, оставив лишь токсичный склад.
Рудик — это бывший вице-губернатор Иркутской области, который, как говорят, помог всем вместе заполучить активы в Иркутской области, среди которых и был как раз "Усольехимпром".
Котенко и Гончаров - однокурсники по МВТУ им Баумана, потом вместе работали в банке "Российский кредит". Гончаров также был владельцем Финпромбанка. Они могли заниматься захватом предприятий через процедуру банкротства.
Как банкротили "Усольхимпром"
Nitol Solar , которая контролировала "Усольхимпром", принадлежала компании EcoLive, совладельцами которой был основатель группы "Нитол " Дмитрий Котенко, председатель совета директоров компании Анатолий Гончаров и член совета директоров Александр Рудик.
При них "Усольхимпром" признали бесперспективным производством. И это при том, что на предприятии работали 4 тысячи человек и приносили прибыль.
Теперь некогда успешное предприятие выглядит так
Сейчас ни у кого не остается сомнений, что предприятие намеренно привели к банкротству. Рассказывают, что бизнесмены не вкладывали в развитие производства практически ни рубля, выжимая при этом из него все, что можно.
Цеха производили более 50 наименований продукции, которая реализовывалась в России и за рубежом, вырученные средства уводились по серым схемам на счета московской компании. При этом стремительно росли долги предприятия перед энергетиками и РЖД, прекратились выплаты в бюджет города и по всем видам налогообложения, практически прекратилась индексация заработной платы. Об этом рассказывала Газета "Усольские новости".
В ноябре 2002 года на "Усольехимпроме" было введено внешнее наблюдение, а весной 2003-го он был признан банкротом. Выставленная на торги собственность предприятия в октябре того же года была выкуплена ООО "Инновационное Финансирование строительства" – как вскоре выяснилось, в интересах той же фирмы Nitol Solar.
При этом, как говорят, сумма выкупа составила тогда всего 1,18 млрд рублей, что было меньше не только годовой выручки "Усольехимпрома", но и налоговых просрочек.
Токсичный след Поздышева
После усилия "Нитола" полностью переключились на новое приобретение - "Усолье-Сибирский силикон".
Тогда во главе EcoLive стоял уже Поздышев
Видимо, у бизнесменов уже был очередной план освоения бюджетных средств с помощью нового "детища". Тогда владельцы пообещали, что сделают из предприятий завод мирового уровня и будут производить поликристаллический кремний - материал для солнечных батарей.
В начале 2009 года "Роснано" инвестировала в этот проект 7,5 млрд руб (4,5 млрд в виде долгосрочного займа и еще 3 млрд в качестве кредита Альфа-банка под поручительство госинвестора). Кстати, именно тогда Счетная палата выявила у Роснано "мягко говоря, значительный объем нарушений" в использовании средств федерального бюджета, полученных в 2007-2012 годах. В том, что не все инвестиции удачны, призналась и сама компания.
Но бюджетные деньги уже попали в руки компании Котова и, как предполагается, Поздышева. Запуск производства, планировавшийся на конец 2009 года, был отложен, а вместе с тем рынок поликремния падал. Но, несмотря на это "Нитолу" удалось "распиарить" свой проект и вывести его на политический уровень.
В 2010 году на конференции "Единой России" в Новосибирске Дмитрий Котенко выступил с докладом от Иркутской области, рассказав о своем производстве. Присутствовавший там Владимир Путин призвал участников конференции к аплодисментам, поскольку это "действительно высокотехнологичный проект, сделанный с нуля молодыми высокообразованными людьми".
Так финансирование продолжалось. Альфа-банк, заподозрив неладное, из проекта вышел, его долги перекредитовал государственный Сбербанк. Кстати, поговаривают, Поздышев и Греф были знакомы еще до того, как первый встал во главе EcoLive, а второй Сбербанка. Но на этих должностях пересеклись и их финансовые интересы.
В 2010 году Сбербанк и ЕАБР открыли "Нитолу" кредитные линии на 9 млрд рублей и $100 млн соответственно, долг перед Альфа-банком рефинансировали. В декабре 2011 года "Роснано" и Сбербанк выкупили 100% "Нитола" (58,75%, и 41,25% соответственно).
И стройка фактически встала. Стоит ли напоминать, что завод так и не заработал? А многомиллиардный бюджет "растворился" где-то среди обещаний о высокотехнологичном производстве.
Кстати, сразу в это время - после получения кредитов, Поздышев оставил должности в Ecolive и вернулся на работу в банки. Как будто все, что от него требовалось у руля зарубежных копаний, уже выполнено.
Похоже, афера, провернутая группой бизнесменов, прошла успешно. Для них, конечно, а не для жителей Иркутской области, вынужденных травиться опасными для жизни испарениями, которые от себя оставили находчивые предприниматели. Интересно, как между собой распределили средства? Ведь не мог же Поздышев, управляя компанией EcoLive не урвать себе кусок от миллиардов, вливаемых в проекты.
Впрочем, даже если Поздышева в чем-то и заподозрят, зампред главы ЦБ сможет спокойно проигнорировать вызов в Генеральную Прокуратуру и покинуть страну. Кстати, ведь именно так он и сделал, когда его вызывали в рамках проверки по делу о лишении лицензии банка "Югра".
Так что Поздышев в любой момент может "свалить за бугор" – тем более что, поговаривают, и иностранное гражданство у него имеется. А властям самостоятельно придется "разгребать" за ним мусор.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости