ПодКустовные интересы «ЭФКО»
Как передает корреспондент УтроNews, группа компаний «ЭФКО» разворачивает производство в Белгородской области. Растительное молоко будут вырабатываться из соевого белка. На рынке продукт преподносится как растительная альтернатива молоку. Как видим, российских потребителей вновь собираются задобрить искусственными продуктами. Импортеры пальмового масла продолжают обогащаться, в то время как увеличивается количество онкозаболеваний в стране.
«ЭФКО» – крупнейший производитель продуктов на основе пальмового масла из года в год увеличивает капитал, а российские ученые констатируют взаимосвязь пальмового масла с онкологией. В стране уже на протяжении двадцати лет растёт число случаев заболевания раком.
Растительное молоко под брендом Hi «ЭФКО» начнет массово производить осенью. Как пишут «Ведомости», первоначально «ЭФКО» произведет молоко только на основе соевого белка, но компания также рассматривает возможность в дальнейшем в качестве сырья использовать подсолнечник, овес, гречку и лен.
Пальмовая опухоль
«ЭФКО» в 2020 году стала самой быстрорастущей пищевой компанией в России: ее выручка за этот период увеличилась на 20,4% до 146,9 млрд руб.
Росту доходом компании можно позавидовать, учитывая, что в период пандемии бизнес массово разорялся не только в России, но и в мире. Кустов - является крупнейшим импортером в России пальмового масла, которое преподносится на рынке как подсолнечное.
Группа производит специализированные жиры, маргарины для использования в пищевой промышленности, а также майонез, растительное масло и молочную продукцию под брендом «Слобода». Однако в их состав входят не натуральные компоненты, а пальмовое масло. В прошлом году компания начала также выпускать растительное мясо на основе соевого белка – тоже под брендом Hi, инвестиции в этот проект она оценивала в 4 млрд руб. Основные бенефициары «ЭФКО» – Валерий Кустов с долей 28,4%, Евгений Ляшенко (14%), Владислав Романцев (10%), сообщала ранее компания.
Крупнейшие масложировые союзы Европы ограничивают производство масла с высоким содержанием глицидола, а в России отечественные масложировики «наоборот, лоббируют пальмовое масло с GE и даже предлагали отсрочить введение новых регламентов сроком до восьми лет. Пальмовое лобби уверяет россиян, что вред GE — вопрос дискуссионный, защищая интересы индонезийских и малайзийских поставщиков.
Как сообщает «Лайф», GE действительно вызывают онкологию и другие тяжёлые заболевания.
Именно ГК «ЭФКО», возможно, является лидером по переработке «пальмы» главным лоббистом интересов всей пальмовой отрасли в России.
Основными акционерами ОАО «ЭФКО продукты питания» являются Валерий Кустов (28,4% акций), Галина Меррэй (15%), Евгений Ляшенко (11,9%), Евгений Дейнега (8%). Ранее 15% компании владел Валерий Сергачёв — бывший вице-губернатор Белгородской области. Станислав Сергачёв, его сын, возглавляет крупный Алексеевский район (является одним из базовых для холдинга ЭФКО, выходцем из которого является Сергачёв-старший).
Не удивительно, что очередное производство Кустов проворачивает в Белгороде.
Между тем, неоднозначная репутация компании прочно закрепилась за «ЭФКО», которая вынуждена даже судиться за восстановление «доброго имени». Так в 2019 году структура ГК «ЭФКО» – ООО «ЭФКО Пищевые ингредиенты» – добивалась в арбитражном суде Московской области удаления из соцсетей: «ВКонтакте», Youtube и Mail.ru две части фильма-расследования «Пальмовый Чернобыль – секты» и «Пальмовый Чернобыль – замедленный геноцид», сообщал сайт «Абирег.ру», в качестве третьего лица указан Роскомнадзор.
«Вынести» мозг
Имя Валерия Кустова уже появлялось во многих неоднозначных историях. Он «прославился» как человек, который по слова злопыхателей не много, не мало «зомбировал» деловых партнеров.
Два года назад против экс-арбитражной управляющей компанией «Элит-масло» Ирины Беляевой было возбуждено уголовно дело. По данным The Moscow Post, бизнес-вумен подозревалась в продаже имущества в ущерб другим кредиторам и могла действовать в интересах компании «ЭФКО».
Валерий Кустов
С кем только не сравнивают конкуренты компанию «ЭФКО». Ее обзывали, чуть ли не «сектой».
Выяснилось, что каждый кандидат на должность в «ЭФКО» проходит тестирование на детекторе лжи и энцефалографе. Исходя из такой своеобразной математической модели, кандидат получает должность не по уровню квалификации, а по результатам тестов. В дальнейшем сотрудники регулярно подвергаются постоянной психокоррекции.
О странных, мягко говоря, корпоративных методах мотивации сотрудников в свое время писал «Форбс», отмечая, что, поступив на работу, человек попадает под действие «программы гарантированного карьерного роста».
«ЭФКО» против «Солнечных продуктов»
Рассказывая про очередные финансовые успехи «ЭФКО» нельзя не упомянуть бывшего владельца «Солнечные продукты», а ныне спикера Госдумы Вячеслава Володина.
Первоначально «ЭФКО» и холдинг «Солнечные продукты» в 2017 году договорились создать совместное предприятие и поставлять за границу свои майонезы и растительное масло. Однако сотрудничество завершилось долгими судебными разбирательствами.
Когда агрохолдинг стал банкротиться группой «Русагро» претензии к «Солнечным продуктам» подало и ООО «ЭФКО Пищевые ингредиенты». Компания из группы «ЭФКО» рассчитывала вступить в банкротство Саратовского жиркомбината и предъявила ему претензии в размере 1,1 млн долларов.
Компания «ЭФКО Пищевые ингредиенты» настаивала на наложении обеспечения на имущество жиркомбината, опасаясь, что активы предприятия могут быть выведены в офшор.
В ноябре 2018 года ООО «ЭФКО Пищевые ингредиенты» подало на АО «Жиркомбинат» в суд. Сумма иска составила 1,1 млн долларов, сообщал «Селдон.Новости», долг в валюте накопился у жирового комбината по контракту, заключенному 1 июня 2018 года.
«Жиркомбинат» выступал одним из грузополучателей поставляемого ему от «ЭФКО» товара, а именно — пальмового масла. Борьба в целом закончилась победой Кустова. Суд установил, что, получив от «ЭФКО» пальмовой продукции на 4 млн долларов, партнер за нее не доплатил. суд в Воронеже в 2019 году взыскал с Саратовского жиркомбината долг в полном объеме. В том же году «ЭФКО Пищевые ингредиенты» выиграли еще один суд с жиркомбинатом и взыскали с предприятия неустойку — еще 124,2 тысячи долларов.
В итоге рынок был поделен основном между «ЭФКО» и «Русагро», последняя поглотив «Солнечные продукты», стала также крупнейшим производителем продукции на основе пальмового масла в России.
Рост пальмы
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2020 году наблюдался резкий рост импорта пальмового масла и его фракций в Россию. Как сообщает «Росбалт», динамика, например, в мае 2020 года составила в 2,3 раза в годовом сопоставлении до 113 тыс. тонн. В сравнении с предыдущим месяцем показатель вырос за отчетный период на 65,4%. В январе—мае текущего года импорт пальмового масла увеличился в годовом выражении на 0,7% до 413 тыс. тонн.
Несколько лет назад, как передает «Росбалт», на портале «Российская общественная инициатива» появилась петиция, с требованием законодательного запрета на ввоз, выращивание, переработку, продажу генетически модифицированных организмов (ГМО), их семян, а также пальмового масла и его производных на территории РФ.
В истории случайно отметился и спикер Госдумы Вячеслав Володин, заявив, что в Госдуме перед принятием соответствующего закона «обсуждались обращения граждан о недопустимости повсеместного использования в пищевых продуктах пальмового масла».
С 1 октября 2019 года ставка налога на добавленную стоимость (НДС) для пальмового масла поднялась с 10% до 20%. Напомним, что Льготная ставка НДС на пальмовое масло была введена постановлением правительства РФ от 31 декабря 2004 года.
В июне этого года Минэкономики одобрило проект изменений в технический регламент на масложировую продукцию, который устанавливает требования по допустимому уровню содержания глицидиловых эфиров (GE) жирных кислот для растительных масел и жиров на уровне 1 мг на 1 кг, сообщает «Коммерсант», как пояснили в Масложировом союзе (включает ГК «Русагро», «Юг Руси», «Астон», ГК «ЭФКО» и др.), однако бизнес все-таки пролоббировал свои условия - введение норматива будет поэтапным, за это время лоббисты намерены изменить массовое общественное мнение в пользу пальмового масла. Видимо Кустов решил найти применение своим гипнотизерским талантам и бросить на PR-кампанию всех сотрудников «ЭСКО».
В итоге, власть и бизнес договорились, что на рафинированные тропические масла требование распространится с 2023 года, а на продукцию на их основе — с 2025 года. Бизнес рассчитывает, что это позволит побороть «мифы о вреде пальмового масла».
Роспотребнадзор – единственный надзорный орган, по-прежнему настаивающий на нормировании GE и для нерафинированного масложирового сырья.
«ЭФКО» категорически несогласно с требованиями, заявляя, что выполнение новых обязательств потребует масштабных расходов компании на новое импортное оборудование, что приведет к росту себестоимости пищевых ингредиентов, а следом за ним и удорожанию всех продуктов.
Принятые государством меры существенно не влияют на использование технического пальмового масла в продукции ведущими холдингами. А Госдума не спешит принимать закон о запрете ввоза в РФ технического пальмового масла.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости