Ростех и ОАК проваливают госзадание по самолетам
Провал ОАК с выпуском МС-21 и Superjet-100 привел к тому, что глава «Ростеха» Сергей Чемезов был вынужден «спрятать» Юрия Слюсаря в Ростовской области?
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), которая входит в концерн «Ростех», накопила на производствах в Комсомольске-на-Амуре и Иркутске около 40 строящихся лайнеров Superjet-100 и MC-21. Официально это было сделано с целью ускорения темпов выпуска новых самолетов, но ситуация говорит о проблемах с выпуском и срыве государственного задания.
В истории разбирался корреспондент УтроNews.
Проблема с самолетами
Русифицированная версия Superjet-100 (изначально лайнер на 60% изготавливался из импортных комплектующих) и МС-21 должны были решить задачу импортозамещения в российской гражданской авиации. Это среднемагистральные лайнеры того же сегмента, что и семейства Boeing-737 и Airbus A320, которые совершают сегодня большинство перевозок в РФ.
Потребности у страны здесь большие, самолетов данного типа в РФ на 2022 год было около 600 единиц. Закрытие перелетов в Европу снизило загрузку, но только на первых порах. После 2023 года объем авиперевозок в РФ растет, причем перспективы рынка еще выше. Масштабы страны требуют большого числа доступных авиаперевозок между российскими городами.
Сергей Чемезов. Фото: https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/49/756225778688491.jpg
Только для этого нужны новые отечественные самолеты, а их ОАК предоставить стране в нужном объеме не может – реанимация устаревших проектов вроде Ту-214 (там три члена экипажа, машина хуже, чем последняя модернизация Ту-204) проблемы не решит. России для закрытия потребностей рынка требуются сотни новых Superjet-100 и МС-21.
Ответственный Слюсарь
Ответственными за импортозамещение самолетов кроме главы «Ростеха» Сергея Чемезова был бывший глава ОАК Юрий Слюсарь, который в ноябре был назначен врио губернатора Ростовской области. Чиновник руководил ОАК с 2015 года и именно при нем были сорваны все сроки как по импортозамещению, так и по началу серийного производства МС-21 и Superjet-100.
Юрий Слюсарь является сыном Бориса Слюсаря, который с 2000 по 2014 годы руководил Ростовским вертолетостроительным заводом. Предприятие в нулевые годы стало частью «Вертолетов России», самого успешного подразделения ОАК. Кроме того, Юрий Слюсарь с 2012 по 2015 годы был заместителем Мантурова в Минпромторге РФ.
Ростовский губернатор
Слюсарь входит в круг Чемезова и Мантурова и является их доверенным лицом. Одновременно с этим чиновник связан с бизнес-активами. Слюсарю принадлежало 50% компании «ЭОН», которая в Москве занимается недвижимостью. При выручке в 17 млн рублей ее чистая прибыль в 2023 году составила 130 млн рублей – это значит, что через нее проходит много денег.
Юрий Слюсарь. Фото: https://www.zhukvesti.ru/wp-content/uploads/2022/04/ФотоЮ.Слюсарь.jpg
В «ЭОН» в качестве соучредителя также была замечена Татьяна Слюсарь, которая сегодня владеет долей в ООО «Ломбард 161» и имеет ИП в сфере недвижимости. Кроме того, на женщину было записано ООО «В.Т.Ю», где фигурировали Юрий Слюсарь и Валентина Слюсарь. Перед нами семейный бизнес – в «ЭОН» также фигурирует Ольга Слюсарь, которая владеет ростовской строительной фирмой «Стройвертол» и компанией «Проспект».
Ольга Слюсарь также значится в качестве бенефициара ГК «Вертол-Девелопмент», куда входит АО «Вертол-Девелопмент», в учреждении которого принимал участие Юрий Слюсарь. На долю этого дивизиона приходятся ЖК «Северный бульвар» и ЖК «Тихий дон» в Ростове-на-дону. Строить бетонные коробки значительно проще, чем современные самолеты.
Партнером Ольги Слюсарь по ГК «Вертол-Девелопмент» является Аскер Хапаев, на которого также записано АО «Цимлянские вина». Учредителем данной компании значится АО «Сокол-Девелопмент», там Хапаев гендиректор, а бенефициар Борис Слюсарь. На этого человека зарегистрированы три ресторанные компании – ООО «Ресторанные проспект», ООО «Ресторанный квартал» и ООО «Бульвар» с суммарным оборотом в 400 млн рублей. Почему-то нет сомнений, что позиции этих людей в Ростовской области в ближайшее время усилятся.
С приветом из Минобороны
Кроме вездесущих Чемезова и Мантурова, контролирующих все промышленное производство в России, в истории с ОАК фигурирует бывший министр обороны Анатолий Сердюков. С данным чиновником после скандала 2012 года с его подругой Евгенией Васильевой ничего не случилось, он продолжает работать в качестве главы совета директоров ОАК.
Анатолий Сердюков. Фото: https://kprf.ru/m/900/600/t/img/2013/12/41e17f_1317202454_247050.jpg
Сегодня Сердюков является человеком Сергея Чемезова. Интересно, что сын главы «Ростеха» Александр Чемезов даже владеет ООО «ЗУУ Менеджмент» вместе с племянницей Сердюкова Юлией Бангиевой и Владимиром Артяковым, который является сыном Дмитрия Артякова, бывшего губернатора Самарской области и правой руки Сергея Чемезова. Вот такое разнообразное окружение Чемезова, здесь дружат, делают бизнес и идут вперед семьями. https://utro-news.ru/artyakov-i-chemezov-sygrayut-na-fleyto-zolotye-malchiki-osvoyat-magadan-84826/
Федеральные власти длительное время закрывали на это глаза, однако масштабные проблемы в ОАК заставят Кремль обратить внимание на доведенную до кризиса отрасль.
Сроки провалены
Санкции и прекращение фирменного обслуживания западных лайнеров увеличило внутренний спрос на продукцию ОАК. В 2022 году «Аэрофлот» на встрече с Президентом РФ заявил о том, что компания готова купить 73 единицы Superjet-100 и 210 единиц МС-21. Данные цифры были адаптированы с планами ОАК.
Риторика 2022 года отобразилась и в выступлении Президента РФ Владимира Путина, который заявил о планах РФ к 2030 году построить 1000 собственных самолетов разных типов. Данная цифра еще раз намекнула на огромный запрос страны.
И что в итоге? Летные испытания импортозамещенного Superjet-100 пройдут только в 2025 году, а на уровень производства в 30 машин в год производитель в лице ПАО «Яковлев» выйдет после 2026 года. Цифра очень небольшая, учитывая публично озвученные Президентом РФ планы.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в феврале 2024 года перенес начало серийного выпуска МС-21 на 2025-2026 годы. В этом проекте также происходит русификация, но в гораздо меньшем объеме, чем в рамках Superjet-100. Однако сроки каждый год откладываются и нет уверенности, что и текущие планы ОАК и «Ростеха» будут реализованы. В 2009 году серийное производство данного лайнера планировалось начать в 2016 году, но воз и ныне там.
Замены западным машинам нет?
«Ростех» и ОАК фактически не выполнили поручение Президента РФ по импортозамещению в гражданской авиации. В 2022 году, когда были введены санкции, «Ростех» и Минпромторг РФ, который тогда возглавлял союзник Чемезова нынешний вице-премьер Денис Мантуров, говорили, что смогут импортозаместить западные самолеты и что больших проблем не будет.
Денис Мантуров. Фото: https://www.pnp.ru/upload/entities/2024/05/13/11/article/detailPicture/19/09/48/64/ddd2d08fc7aa57531a9a602edcf592ce.jpg
Для этого Минпромоторг начал заливать ОАК деньгами – в 2022 году сразу после санкций ведомство направило в госкорпорацию 5,14 млрд рублей на интенсификацию выпуска Superjet-100 и МС-21. При этом с 2013 по 2021 год на гражданское авиастроение ушло 336,8 млрд рублей прямых инвестиций, но ОАК вместе с «Ростехом» так и не смогли решить задачу импортозамещения.
Ситуация на сегодня складывается так, что страна запаздывает с выпуском Superjet-100 и МС-21, и поэтому российским компаниям надо искать на мировом рынке альтернативы. Кроме покупки подержанных западных лайнеров в третьих странах это бразильский Embraer (одноклассник Superjet-100) и китайский C919, который как минимум не лучше МС-21. Такого решения пока не принято, но оно возможно, учитывая проблемы с гражданскими самолетами.
В России возросли случаи отказа двигателей, а в 2022 году в лайнерах официально было выявлено 2000 просроченных запчастей. Проблема касается даже самолетов Superjet-100, на которых стоят французские двигатели. Если раньше топливные фильтры там меняли в рамках контрольного чек-апа, то теперь промывают и ставят обратно.
Главной проблемой являются двигатели и шасси, причем лицензионный ремонт этих компонентов России сегодня не доступен. Практикуется и снятие запчастей с нелетающих бортов. Их число составляет примерно 15-20%, что много. Проблема даже не в самой ситуации, то, что трудности нарастают как снежный ком и без перехода на новые машины их не решить. Сейчас «Ростех», ОАК, Мантурова и Сердюкова Кремль за это не критикует, но всему есть предел.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости