"Рыбного короля" Орлова свергают с престола
Как передает корреспондент УтроNews, бывший совладелец "Норебо" Магнус Рот встал на сторону Александра Тугушева в его споре с основным владельцем группы Виталием Орловым за активы рыбопромышленной компании.
Уже несколько лет в Высоком суде Лондона тянется судебный процесс над Виталием Орловым, скандально известным владельцем рыбопромышленного холдинга "Норебо". Бывший партнер бизнесмена Александр Тугушев доказывает в Лондоне свое право на треть бизнеса оценочной стоимостью 1,5 млрд долларов, утверждая, что его лишили доли мошенническим путем.
Претензии истца поддержал второй основатель группы Магнуса Рота. И что теперь будет делать скандальный бизнесмен Орлов?
Сейчас складывается ощущение, что под грузом скандалов скоро крупнейшая рыбная компания России просто рухнет. Ведь если у суда возникнут вопросы к сделкам с активами "Норебо", ценообразованию и схемам по выводу прибыли из России через зарубежные компании, бизнесу холдинга может не поздоровиться. И тогда делить уже станет нечего.
Потрошение "Норебо"
Вернемся в 1998 год, когда Тугушев, Орлов и их партнер Магнус Рот решили основать рыбопромысловый холдинг "Карат" (в 2016-м переименован в "Норебо"), в котором Тугушеву, как он утверждает, принадлежало 34%, а Роту и Орлову — по 33%.
При этом, воротили бизнес эти три "мушкетера" в лучших традициях все тех же 90-х. Как писал "Форбс", предприниматели принуждали рыболовецкие колхозы к сотрудничеству с собой. Якобы, они могли при помощи руководителей колхозов получать в собственность колхозное имущество, после чего сдавать его тем же самым колхозам в аренду.
А "Российская газета" писала, что у "Норебо" были проблемы с норвежскими пограничниками, которые, якобы, даже задержали одно из судов компании "Сапфир-2". Компания на тот момент принадлежала Орлову и Тугушеву.
В 2003 году Тугушев стал заместителем главы Госкомрыболовства, распределявшего квоты на вылов рыбы. По его словам, свою долю в "Карате" он переписал на номинальных акционеров. Уже в 2005 году Тугушева приговорили к шести годам лишения свободы за нелегальную выдачу квот.
Вернувшись через 6 лет из мест не столь отдаленных, он еще даже принимал участие в управлении компанией. На тот момент доля Орлова в холдинге составляла 67%, доля Рота — 33%. Магнус Рот вышел из бизнеса в 2016 году, продав долю в "Норебо" Орлову, и тот стал единственным владельцем "Норебо".
Через несколько лет Тугушев спохватился о своей доле и потребовал у Орлова вернуть акции. В 2016-м он заявил в столичный Следственный комитет о якобы незаконном отчуждении у него 34 тысяч акций АО "Альмор Атлантика" (ранее владело долями в разных структурах, связанных с "Норебо"). По версии Тугушева, Орлов предложил ему 60 млн долларов за его долю в компании, хотя сам Тугушев оценил ее гораздо выше - в 350 млн долларов. В итоге переговоры между сторонами ни к чему не привели, и Тугушев подал в суд в Лондоне.
В офисах "Норебо" прошли обыски. Силовики пытались найти зацепки в деле незаконного приобретения акций Тугушева. В итоге Высокий суд Лондона по заявлению Тугушева даже заморозил активы Орлова на 350 млн долларов. Однако в прошлом году, то есть спустя год, Лондонский суд все же постановил заморозить активы Орлова.
Но проблемы, очевидно, не закончились. Мало того, что теперь в споре против него выступают сразу два совладельца, так еще то и дело всплывает информация о его ведении бизнеса. И потягивает она рыбным "душком".
На крючке Орлова
Похоже, что связываться с Орловым – себе дороже. Кому-то это может стоить миллионов долларов, кому-то свободы, а кому-то – даже жизни?
Давно тянется расследование уголовного дела в отношении Юрия Тузова, который являлся партнером Виталия Орлова. Ранее бизнесмену инкриминировались подстрекательство к похищению человека и вымогательство крупной суммы денег, теперь он, по версии следствия, считается организатором преступлений. Об этом писал "Коммерсант".
Коме того, его компания "Норд Плигрим" могла участвовать в "мутных" схемах продажи рыбы иностранным покупателям через офшоры Орлова. Вот только позднее глава "Норебо" и Тузов могли "рассориться", после чего Орлов принялся подавать иски к компании бывшего партнера. Об этом подробно писало The Moscow Post.
Был у Орлова еще один партнер – Валерий Воробьев. В 2011 году он продал контрольный пакет АО "Акрос" компании "Карат-1", которая как раз принадлежала бизнесменам.
Вот только сделку сразу обозвали недобросовестной – тогда разразился скандал, мол, "Карат-1" распродает имущество "Акроса". Так акционеры последнего стали массово распродавать свои доли по ценам в 20 раз ниже условного номинала. Говорят, якобы таким образом Воробьев и Орлов заполучили активы практически даром.
И вот, в 2018 году, при загадочных обстоятельствах погибает Воробьев. Партнер Орлова выпал из окна 12-го этажа. Не хочется стоить конспирологических теорий, однако тот факт, что партнеров у Орлова становится все меньше, заставляет задуматься…
Рыбный космополит
Не исключено, что Орлов избегал налогов. "Дочки" "Норебо" выкупали у Магнуса Рота акции основной компании и избавляли владельца от надобности расплачиваться деньгами с личного счета. А чтобы рассчитаться с Ротом Орлов мог использовать свою гонконгскую компанию All Ahead Investments Limited, которой иностранный партнер владел наполовину. Однако перед продажей доли Орлов размыл свой актив до 0,02%, а затем отдал за номинальную стоимость. По договору о выкупе акций сумма сделки составила 3 млн долларов. В это же время Рот отдал свою долю "Норебо". Вот так получился обмен без уплаты налогов. Об этом рассказывала "Версия".
Раз уж речь зашла о Гонконге, то тут вспомнить еще одну компанию. Речь идет о фирме "Фри Таунс Капитал Лимитед", которой якобы принадлежат многие зарубежные предприятия "Норебо". Интересна она потому, что во время судебных разбирательств прозвучали показания о том, что "Норебо" могло злоупотреблять ценообразованиям и помогать "лояльным" рыболовецким предприятиям выводить прибыль из России через неустановленную гонконгскую компанию. Об этом писала "Версия".
По слухам, Виталий Орлов даже указывал в налоговых декларациях, что его постоянное место жительства — Гонконг.
Но и это не все. Недавно ресурс WikiLeaks опубликовал новую серию документов, которая может свидетельствовать о причастности крупнейшей рыбодобывающей компании Мурманска "Норебо" и российского "рыбного короля" Виталия Орлова к целому ряду преступных действий.
Из обнародованных документов следует, что "Норебо" Орлова якобы выкупила у исландской рыбопромышленной компании Samherji компанию Katla Seafood Canarias S.L.U., разместившуюся на Канарских островах. При этом фирма служила исключительно для отмывания незаконных доходов.
Samherji якобы в течение многих лет подкупала власти Намибии и выводила деньги через норвежский банк DNB NOR. Также участвовать в этом во всем мог и господин Орлов. К примеру, компании даже использовали одинаковые судна для вылова рыбы. К примеру, судно "Капитан Демиденко" оказалось записано и на ПАО "Мурманский траловый флот" (официально работающий на "Норебо"), и на Samherji. Так что, возможно, Орлову и тут удалось найти общий язык.
Вы посмотрите - настоящий космополит! Везде успел отметиться: и в России, и в Норвегии, и в Англии, и в Китае, и в Намибии…
Патриот Орлов
При этом тянет почему-то Орлова на родину. Предпринимал бизнесмен попытки перенести суд о разделе имущества в Мурманск. Здесь у "рыбного короля" больше шансов на успех?
Как парировал сам Орлов, мол, живет-то он в Мурманске, а, значит, и судиться нужно в нем. Эва какая патриотичность вдруг забурлила!
Орлов заскучал в Лондоне по мурманским широтам?
Вот только, в суде четко установили связь с Великобританией - якобы, у него в Англии есть недвижимость. Там же находится один из главных офисов "Норебо", живут его дети, а большую часть времени Виталий Орлов проводит в лондонской квартире стоимостью 13 млн фунтов стерлингов в резиденции St. George’s Wharf на берегу Темзы. Об этом писал "Деловой Петербург".
В итоге ничего у Орлова не вышло. На днях стало известно, что Орлов не смог оспорить правомерность решения Высокого суда Англии и Уэльса. В мае прошлого года он обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском, суть которого сводится к просьбе отказать в признании резолюции иностранного суда, решившего, что иск Александра Тугушева будет рассматриваться в Англии. Об этом сообщал "Северпост".
А потому надежды на положительный исход дела у Орлова все меньше?
"Уплывшие" деньги госбанка?
Конечно, не упустил Орлов возможности и "приложиться" к государственным деньгам. За то время пока его экс-партнер Тугушев отбывал заключение, компания, якобы набрала гору кредитов у Сбербанка. Как утверждал блогер на портале IHODI, якобы долг компаний "рыбного короля" перед Сбербанком может достигать аж 450 млн долларов. Вот только как человеку с такой репутацией такое удалось?
Как говорят злые языки, помочь в этом деле мог зампредседателя госбанка Александр Базаров, которого называют не только близким другом бизнесмена, но еще и крестным отцом одного из его детей. Впрочем, возможно, это все домыслы, а кредиты в Сбербанке Орлов получал абсолютно честно.
Но то, что государственный Сбербанк помогает скандальному бизнесмену - это факт. К примеру, в прошлом году стало известно, что петербургская "Северная верфь" построит четыре новых траулера-фабрики для "Норебо". Объем контрактов не раскрывается. Однако "Северная верфь" оговаривает, что строительство судов оплачивается за счёт собственных средств "Норебо" и кредитов Сбербанка. Об этом писала "Фонтанка".
До этого "Лента.ру" писала, что в 2018 году "Норебо" для расширения бизнеса купила за счет Сбербанка два крупных судна: Vessel Shpichbergen и Barenburg за 28 млн долларов и за 36 млн долларов.
Чудеса, да и только. Правда, для Сбербанка данное сотрудничество может обернуться весьма плачевно. Ведь все сплывшие показания экс-совладельцев Орлова могут потопить рыбопромышленную компанию. И для государства это обойдется слишком дорого.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости