"Шереметьево" улетает в офшор
Как передает корреспондент УтроNews, акционеры "Шереметьево" решили выкупить у государства оставшиеся 30%. Таким образом аэропорт станет полностью частным.
Контролирующий акционер аэропорта Шереметьево — ООО "Шереметьево холдинг" — подало заявку на выкуп у Росимущества госпакета аэропорта. Олигархи, которые раньше якобы могли иметь отношение к "криминальным" структурам, избавляются от госконтроля?
"Шереметьево" контролируется кипрской компанией TPS Avia Group. В ней 65,22% относятся трасту, действующему в интересах семей главы совета директоров ООО "Шереметьево Холдинг" Александра Пономаренко и его партнера, бывшего депутата Госдумы Александра Скоробогатько. Остальные 34,78% – у бизнесмена Аркадия Ротенберга.
По сути, контроль над аэропортом в руках бизнесменов Аркадия Ротенберга и Александра Пономаренко, однако часть акций АО "Международный аэропорт Шереметьево" все же принадлежит государству - через Росимущество. Бизнесмены же решили полностью приватизировать структуру. Олигархи впредь не желают "ходить" под государством?
Оно и неудивительно. Работа АО "Международный аэропорт Шереметьево" не раз вызывала нарекания.
Багажный коллапс
Одна из последних громких историй "прогремела" в прошлом году. Тогда даже министр транспорта Евгений Дитрих уверял, что поставит вопрос о "персональной ответственности" директоров АО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) за многочасовые задержки в выдаче багажа прилетевшим в аэропорт пассажирам. Проблемы с организацией выдачи багажа в крупнейшем в России аэропорту проявились в прошлом году в первые выходные июня: пассажирам отдельных рейсов пришлось ждать выдачи багажа до пяти часов (!). Причина задержек — в нехватке персонала компании "Шереметьево Хендлинг", дочерней компании МАШ.
Показатели у "Шереметьево Хендлинг" не внушают доверия - при выручке в 5,6 млрд за 2018 год, фирма ушла в минус на 422 млн.
К слову, часто подобная несоразмерность выручки и прибыли говорит о том, что деньги из компании выводятся. То есть учредители так увлеклись "освоением" бюджета, что позабыли взять на работу людей? Действительно, да и к чему оно - им же зарплаты платить придется!
Впрочем, у МАШ подобная убыточная фирма - не единственная. К примеру, ООО "Москва Карго". Выручка растет с каждым годом - в 2018-м достигла 3,8 млрд рублей. Вот только прибыль почему-то ушла в минус - аж на 329 млн.
С этой компанией также связана одна скандальная история. О том, как долгожданное открытие грузового терминала ООО "Карго Москва" закончилось полным коллапсом.
Тогда многие ожидали распиаренной "перезагрузки" "Шереметьево". Речь шла о запуске нового карго-комплекса, который, по обещаниям авторов проекта, должен был соответствовать лучшим мировым стандартам и прочее и прочее. Для этого "Аэрофлот" – ведущая отечественная авиакомпания, базирующаяся в МАШе, – объявил в ноябре 2014 года конкурс на выбор грузооператора. На смену "Шереметьево Карго" пришла "Москва Карго".
Уже в августе 2015 года оператор приступил к работе. Несмотря на то что времени на подготовку было достаточно, буквально сразу стали появляться сообщения о сотнях тонн застрявших грузов в терминале "Шереметьево". Поток прибывающих грузов, быстро заполнив терминал, стал расползаться по перронам.
В воздушной гавани стояли контейнеры с оборудованием, скоропортящиеся продукты, лекарства в числе прочего, томились живые животные и даже тела усопших. Об этом рассказывал "НТВ".
Смена оператора в итоге закончилась… отстранением его от грузовых отсеков лайнеров. Крупнейший воздушный перевозчик уже через 11 дней после начала работы "Москва Карго" объявил эмбарго на приём грузов на отдельных направлениях. Запрет был снят только 17 января 2016 года. Авиакомпания тогда оценила масштаб бедствия на уровне 349,6 млн рублей. И это только официальная цифра.
Позже воздушные линии объявили о запрете на передачу груза на все другие терминалы, кроме "Москва Карго". До этого момента в Шереметьеве работали несколько грузовых агентов. Противники нового корпоративного порядка в грузовой зоне МАШа, обращались к тогдашнему главе правительства Дмитрию Медведеву. Подписанты считали, что всё происходящее вряд ли можно назвать как-то иначе, чем грубейшими нарушениями антимонопольного законодательства, сообщала "Комсомольская правда".
Усматриваются ли в результатах конкурса и действиях победившего оператора в МАШе признаки недобросовестной конкуренции? Дайте подумать..."Москва Карго", оказавшись один на один с клиентами, "начала пересматривать тарифы в сторону увеличения", писала "Российская газета".
Такого вот хорошенького оператора МАШ подсунул "Аэрофлоту"? Хотя, похоже, "Аэрофлот", похоже, не сильно обиделся. После окончания договора, перевозчик вновь и вновь отдавал победу в тендере все той же "Москве Карго". Дружба дороже денег, вот уж точно. Есть у нас еще бескорыстные бизнесмены!
МАШ умеет договаривается?
Главным заказчиком нерадивой "Москва Карго" является АО "Шереметьево Безопасность", в учредителях которой возвышаются МАШ, "Аэрофлот" и некая компания с берегов Соединенного королевства. А там, где офшоры, там, как известно, и выводы денежек. Видимо, владельцы компаний между собой договорились и теперь могут "пилить" вместе денежки.
Замазан "Аэрофлот" еще в одном активе МАШа - ЗАО "Аэроферст", который сейчас находится в процессе ликвидации. Убыток компании по итогам 2018 года составил 137 млн рублей.
"Аэроферст" развивает магазины под брендом Moscow Duty Free и является старейшим оператором рынка беспошлинной торговли в России — первый магазин в аэропорту "Шереметьево" компания открыла еще в 1988 году. Вот только компания задолжала кредиторам миллиарды рублей.
Кстати, в учредителях, кто бы мог подумать, снова стоит офшор, только на этот раз другой - ирландский. Куда только не стекаются средства МАШа и его партнеров…
И ведь, похоже, повсюду в исполнителях подрядом у компании "рассажены" свои структуры.
Главный подрядчик МАШа - ООО "Энерго-Строй". С ним аэропорт заключил 14 госконтрактов на сумму 24 млрд рублей.
В 2016 году эта компания получила очень крупный подряд на стройку терминала и тоннеля в "Шереметьево". При этом незадолго до этого 50% в компании получила "ТПС недвижимость", где председателем совета директоров является...Александр Пономаренко!
До этой фирмы 99% долей "Энерго-строя" принадлежало голландской компании "Дина груп Б. В.". Но и она сама стала владельцем подрядчика прямо перед конкурсом. До этого он принадлежал российским структурам турецкой строительной компании Renaissance Construction.
При этом у продавца было обязательство выкупить обратно 50% "Энерго-строя". То есть половину компании генподрядчика гигантской стройки в "Шереметьево" Пономаренко с партнерами получил именно на время проекта. Сам себе заплатил, получается? Похоже, бизнесмены МАШа умеют договариваться…
Сейчас в учредители "Энерго-строя" вернулась турецкая компания.
"Шереметьево" "утекает" за границу?
В конце 2018 года глава "Росавиации" Александр Нерадько, глава Минтранса Евгений Дитрих и гендиректор "Шереметьево" Михаил Василенко подписали концессионное соглашение об обновлении и развитии "Шереметьево" на 61 млрд рублей. Помимо прочего, речь шла о третьей взлетно-посадочной полосе (ВПП).
Третью ВПП начали строить чуть ли не 10 назад. Ее стоимость составила около 55 млрд рублей. Но сметная стоимость за время строительства все время росла, "разбухнув" аж на 60%. При этом дополнительные средства в размере 20 млрд рублей на ВПП-3 нашли...в других проектах Росавиации. То есть для одного проекта собрали деньги со всей отрасли!
А государство вообще смотрело на показатели компаний? Никого не смутило, что средства могут рекой отмываться в офшоры? Хотя, не исключено, что глава "Росавиации" Александр Нерадько был в этом очень даже заинтересован. Чиновник использовал структуры МАШа в своих целях?
На этом история с ВПП не закончилась. Выяснилось, что эту дорогостоящую полос еще и нельзя будет полноценно использовать! Поскольку она нарушает новые правила Росавиации, касающиеся уровня шума в непосредственной близости от жилых домов. Эти правила были введены в 2017 году и касались 30-километровой зоны вокруг аэропортов. Неужели МАШу насколько безразличны были правила, или же компании в данном случае нарочно могли вставлять палки в колеса? Точнее, в турбины. Ведь прибыль-то теряет именно аэропорт.
Злопыхатели тогда подозревали, что данный закон вообще введи специально, чтобы структуры Росавиации могли иметь рычаг давления на компании, осуществляющие деятельность, связанные с воздухоплаванием. Акционеры затаили обиду и решили перейти в нападение?
В прошлом году стало известно, что "Международный аэропорт Шереметьево" хочет взыскать с Росавиации и Минтранса более 20 млн рублей за оказанные услуги по обслуживанию рейсов. После этого Арбитражный суд Москвы зарегистрировал другой иск АО "Международный аэропорт "Шереметьево" - о взыскании с тех же ведомств уже около 46 миллионов рублей.
И вот - по всей видимости, Пономаренко, Скоробогатько и Ротенберг решили полностью "выдавить" государственное участие из компании. Чтобы открыто вступать в конфликт с госструктурами, а также "припрятывать" средства в офшорах?
"Криминальные" уши бизнесменов?
К слову, главные акционеры МАШа Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько начинали даже не в "лихие" 1990-е, а в "бандитские" 1980-е. Потом были банкирами, владельцами крупнейшего российского порта.
Скоробогатько и Пономаренко – бывшие спортсмены. Они упоминаются в книге Константина Чернецова "Крым бандитский", вышедшей в 1998 г. Там говорится, якобы начинали приятели, как и многие, с кооперативов, одним из которых был "Сэйлем". Позже это название получила одна из самых известных в Крыму ОПГ. Кстати, по слухам, к ней также мог иметь отношение нынешний глава Крыма Сергей Аксенов. Одним из лидеров ОПГ, по информации "Викпедии" https://ru.wikipedia.org/wiki/Сэйлем_(организованная_преступная_группировка), якобы и был некий Александр Пономаренко. К слову, в 2005 году Коптевский районный суд Москвы признал эти сведения не соответствующими действительности. Но откуда-то же эти слухи ползут?
В 90-х бизнесмены приехали в Москву, где пробовали себе в банковской сфере - стали совладельцами "Русского генерального банка", который демонстрировал невиданные успехи. После присоединения "Банка инвестиций и сбережений" стали владельцами объединенного "Инвестсбербанка". Позже присоединили к нему еще три банка и продали кредитное учреждение венгерскому OTP Bank почти за 500 млн долларов, тогда как инвестиции в создание актива оценивались в 100 млн долларов, об этом писали "Ведомости". "Наварили" неплохо!
К тому времени Скоробогатько и Пономареву уже принадлежал Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Александр Пономарев управлял бизнесом, а Александр Скоробогатько строил политическую карьеру. То есть официально Скоробогатько не принадлежала ни одна компания. Основная часть акций порта была записаны на офшор Kadina, который, по слухам, и принадлежал семьям бизнесменов. В 2008 году предприниматели уступили часть НМТП Аркадию Ротенбергу – связанные с ним структуры получили 20% Kadina. С тех пор им понравилось работать вместе?
В 2010 году они продали свою долю "Транснефти". И уже тогда, видимо, нацелились на новый бизнес – аэропорт "Шереметьево".
Кстати, уже несколько лет обсуждается продажа 10% аэропорта "Шереметьево". Сначала продажа планировалась на 2018 год, позже перенесена на 2019-й. Тогда председатель совета директоров и совладелец аэропорта Александр Пономаренко говорил, что компания заключает соглашение с банком JPMorgan Chase. Действительно, почему бы не передать еще одну часть отечественного аэропорта зарубежной структуре? Для этого акционеры и выпрашивают долю у государства? Видимо, недостаточно средств "Шереметьево", по их мнению, утекает за границу…
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости