Суверенные страны БРИКС бережет
В Казани открылся XVI саммит БРИКС. В мероприятии, рассчитанном на три дня, принимают участие главы стран — участниц и другие видные политики. Девиз саммита — «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности», сообщает корреспондент УтроNews.
Краеугольные камни в основе объединения БРИКС — «суверенное равенство, уважение выбора собственного пути развития, взаимный учет интересов, открытость, консенсус, стремление к формированию многополярного мироустройства и справедливой модели глобальной финансовой и торговой системы, поиск коллективных решений наиболее острых проблем современности», -- говорил в январе этого года Президент России Владимир Путин, принимая председательство в объединении.
БРИКС – «лозунг сопротивления»?
Совокупный ВВП стран БРИКС превышает 60 трлн долларов, их средний темп роста к концу 2024 года прогнозируется на уровне 4%. Не случайно, некоторые зарубежные наблюдатели называют саммит БРИКС в Казани «самым важным геополитическим/геоэкономическим событием года».
Другие считают «лозунгом сопротивления» саму аббревиатуру, некогда предложенную инвестиционным банкиром (Джим О'Нил из Goldman Sachs) для квартета стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Цель объединения, по их словам, состоит в том, чтобы избавиться от «тирании доллара».
«Странам БРИКС потребовалось восемь лет, чтобы превратить эту случайную аббревиатуру в полноценное объединение, и еще шесть лет, чтобы начать закладывать основы альтернативного глобального порядка. К 2015 году у БРИКС появился банк под названием Новый банк развития (НБР), который должен был стать альтернативой кредиторам, доминирующим на Западе, таким как Всемирный банк».
Те, кто оценивают привлекательность БРИКС для экономик стран Азии, предсказывают «демократизацию мирового финансового ландшафта». Другие утверждают, что «Запад должен осознать, насколько он сам облегчает задачу странам БРИКС. Блок и его идеи столь привлекательны для стран Глобального Юга в том числе из-за того беспорядка, что в их экономиках — и, как следствие, во всей мировой системе — учинила банда Бреттон-Вудса».
Но вопрос единой валюты БРИКС «пока не рассматривается, этот вопрос еще не созрел». Дедолларизация, подчеркнул Путин, идет шаг за шагом: «Мы делаем отдельные шаги, один за другим. Что касается финансов, мы не отказывались от доллара. Доллар — это универсальная валюта. Но это не мы — нам его запретили и не дали [использовать]. И теперь 95% всей внешней торговли России номинировано в национальных валютах. Они сами, своими руками это сделали. Они думали, что мы рухнем».
Поспешай, не торопясь
Еще до встречи министров финансов и глав центральных банков министр финансов России Антон Силуанов подчеркивал, что БРИКС стремится обойти «политизированные» западные платежные платформы. Но подходы стран БРИКС вовсе не так категоричны и «угловаты», как их преподносят некоторые СМИ.
Скорее, речь идет о плавной и бесконфликтной «донастройке» мировой финансовой системы при сохранении центральной роли и реформы управления Международного валютного фонда (МВФ), который призван обеспечивать стабильность международной валютно-финансовой системы, обменных курсов и международных расчетов.
Главы внешнеполитических ведомств стран-участниц также выразили надежду «на успешное проведение обзора структуры акционерного капитала Международного банка реконструкции и развития». Эти пункты вошли в текст Совместного заявления Министров иностранных дел/международных отношений стран БРИКС, которое прошло в Нижнем Новгороде в июне:
«23. Министры подчеркнули необходимость всеобъемлющей реформы глобальной финансовой архитектуры с тем, чтобы укрепить голос и представленность развивающихся стран в международных финансовых институтах (руководили МВФ только европейцы, нынешняя директор-распорядитель Кристалина Георгиева — первая на этом посту представительница Восточной Европы).
Они [министры] вновь подтвердили озвученный в ходе КС-27 [27-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата] призыв обеспечить проведение реформы международных финансовых институтов, нацеленной на увеличение масштаба финансирования и упрощение доступа к ресурсам».
В своем заявлении министры иностранных дел/международных отношений стран БРИКС выразили поддержку прочной глобальной системе финансовой безопасности при центральной роли устойчивого МВФ, основанного на системе квот и обладающего достаточными финансовыми ресурсами.
Главным донором МВФ выступают США, чьи отчисления обеспечивают 17,43% бюджета фонда. За ними следуют Япония, Китай и Германия. Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 22 октября 2024 года) по данным сайта МВФ обладают: США — 16,49%; Япония — 6,14; Китай — 6,08; Германия — 5,31; Великобритания — 4,03; Франция — 4,03; Индия – 2,63; Россия — 2,59; Бразилия – 2,22; Саудовская Аравия — 2,01, ЮАР – 0,63%. Доля 27 стран участниц ЕС — 25,55%.
На долю стран Запада приходится более 61% всех голосов.
Новое в трансграничных платежах
Силуанов в интервью на полях саммита в Казани заявил, что существующие системы передачи финансовых сообщений и расчетные системы политизированы. Но это, главным образом, касается России и Ирана, находящихся под санкциями, а также их расчетов с другими странами, включая входящих в БРИКС.
По итогам заключительной встречи министров финансов и управляющих центральными банками, проходившей 11 октября в Москве, было заявлено, что новая платежная система БРИКС может быть создана с учетом применения цифровых финансовых активов и включать передачу финансовых сообщений, дополнив роль банков.
Подводя итоги этой встречи, Силуанов и председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина назвали ее ключевой результат -- Доклад по совершенствованию международной валютно-финансовой системы с перечнем практических решений, включая Трансграничную платежную инициативу БРИКС, систему междепозитарного взаимодействия БРИКС и создание собственной Перестраховочной компании.
Этот документ рассмотрят лидеры стран объединения.
Не долларом единым…
В свою очередь, министры иностранных дел/международных отношений стран БРИКС подчеркнули важность расширения использования местных валют в торговле и финансовых транзакциях между странами БРИКС.
«Увеличение расчетов в местных валютах позволяет снизить оплату за обслуживание долга, повысить финансовую независимость стран - участниц БРИКС, ну и максимально снизить геополитические риски, избавить, насколько это возможно в сегодняшнем мире, развитие экономики от политики», - сказал Путин в ходе встречи с президентом Нового банка развития Дилмой Руссефф.
Действительно, Новый банк развития (НБР) со штаб-квартирой в Шанхае делает ставку на использования местных валют и принял решение, согласно которому до 30% общего объема финансирования банка происходит в местных валютах.
«Увеличение объемов использования местных валют будет способствовать укреплению развивающихся стран и общей стабилизации мирового финансового рынка», - говорила Руссефф еще в августе. Она также сообщила, что НБР изучает возможности цифровых платформ для взаимных расчетов между различными странами.
НБР был учрежден странами БРИКС на VI саммите объединения в бразильском Форталезе в июле 2014 года. Членами НБР являются восемь стран: Бангладеш, Бразилия, Египет, Индия, КНР, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Россия и ЮАР.
Цель деятельности банка - финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах. Банк имеет собственный капитал в размере 100 млрд долларов. За годы работы НБР одобрил более 100 проектов на сумму свыше 34,8 млрд долларов в таких областях, как транспорт, водоснабжение, чистая энергетика, цифровая и социальная инфраструктура, а также городское строительство.
«Мы действительно реализовали и направили финансирование довольно-таки масштабное на ряд проектов, однако все равно этого недостаточно в сравнении с нуждами стран Глобального Юга. Именно поэтому очень важно обеспечивать финансирование в национальных валютах в специальных форматах», — сказала глава НБР.
Вопросы на заметку
Объединение БРИКС включает страны с растущей экономикой. Рост будет наблюдаться в Китае, Индии, России, Бразилии и ЮАР, а также Саудовской Аравии. Главными драйверами экономического развития будут государства Юго-Восточной Азии и Африки.
«Совместная работа в БРИКС по ускорению социально-экономического роста и обеспечению устойчивого развития приносит конкретные, осязаемые результаты», — подчеркнул Путин на деловом форуме БРИКС 18 октября.
Главные проекты развития инфраструктуры на пространстве БРИКС - это Северный морской путь и российский ледокольный флот, не имеющий аналогов в мире. Это Международный транспортный коридор Север-Юг (МТК), в котором ключевыми партнерами являются Россия-Иран-Индия.
Как отметил Путин, сотрудничество России и Китая — один из главных стабилизирующих факторов в мире, страны наращивают координацию в сфере глобальной безопасности и справедливого миропорядка.
Повестка переговоров Путина и премьера Индии Нарендра Моди «затронула весь спектр двусторонних вопросов, включая торговлю, экономику, энергетику, оборону, связь, образование, …региональные и глобальные вопросы, представляющие взаимный интерес, …стороны также выразили удовлетворение продолжающимся оборонным сотрудничеством», -- отметил представитель МИД Индии.
Саммит в Казани может иметь особое значение для разрешения конфликтов. В программе предусмотрена специальная сессия по Палестине с участием стран БРИКС и стран-партнеров БРИКС, включая Турцию.
Страны БРИКС согласовали общий подход к ситуации на Украине, который будет отражен в итоговой декларации саммита в Казани.
Что касается Китая, Индии, Бразилии, Южно-Африканской Республики, то рост их экономического потенциала будет сопровождаться и ростом их влияния в мире, сказал Путин на встрече с представителями СМИ стран-членов БРИКС.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости