Утерянный ужас Брэма Стокера
Найден пугающий рассказ «Гиббет-Хилл».
Когда речь заходит о Брэме Стокере, многие сразу вспоминают Дракулу – этакую икону вампирской культуры, которая ожила на страницах его романа и закрепилась в популярной культуре на века. Зубастый граф со временем стал таким же символом викторианской эпохи, как газовые фонари на тёмных улицах Лондона или траурные одеяния. Но вот новость для вас: оказалось, что Стокер не был автором одного произведения. Недавно в Ирландии отыскали утерянную на 134 года новеллу Стокера под названием «Гиббет-Хилл», сообщает корреспондент УтроNews со ссылкой на группу в соцсети «ВКонтакте» «Алексей Небоходов. Писатель».
Историк-любитель Брайан Клири нашёл этот рассказ среди старых документов в архивах Национальной библиотеки Дублина, после чего новость моментально облетела мир, заставив поклонников и исследователей восхищённо гадать, что же ещё скрывается на полках библиотек и архивов.
Но чем же нас может удивить рассказ, забытый аж на столетие? Что такого может сказать новелла, написанная ещё до «Дракулы», когда сам образ могучего графа в мантии ещё даже не созрел в голове Стокера?
Попробуем разобраться в этой новой загадке – ведь у нас появилась возможность заглянуть в лабораторию мрачного гения, проследить за его творческими опытами и попытками.
«Гиббет-Хилл» — холм тайн и сюрреалистических кошмаров
Сама новелла имеет как минимум одно большое преимущество: её название. «Гиббет-Хилл» звучит как предостережение, как некий тёмный символ. Это название не из разряда сладких, с которыми легко идти на свидание. Холм, что упомянут в рассказе, реальное место в Англии, в графстве Суррей. Это место было печально известно в XVIII веке как центр разбойных нападений и убийств.
Более того, там находится мемориал «Неизвестного моряка» — жертвы одного из самых загадочных убийств, произошедших на британской земле.
Сам сюжет новеллы интригует и пугает одновременно. Он повествует о бедном безымянном рассказчике, которому «посчастливилось» заснуть на вершине холма. Когда герой просыпается, трое детей бросают на него змею — да, именно так, Стокер с самого начала предпочитал вводить элемент зловещей загадки. Эти дети, как намекает повествование, стоят у мемориала убитого моряка и служат своего рода напоминанием о тех ужасах, что происходили на этих землях. Герой остаётся анонимным, превращая историю в почти мифический эпизод, где личности как таковые не имеют значения.
Зло и возмездие оказываются первичными, здесь личная драма как будто растворяется в чем-то более глобальном и универсальном.
Биографы в восторге, исследователи предвкушают
Эта находка — настоящий подарок для литературоведов и, конечно, биографов Стокера. Пол Мюррей, признанный исследователь творчества Стокера, заявляет, что «Гиббет-Хилл» поможет нам понять путь Стокера от юношеских попыток в литературе до создания мирового шедевра — «Дракулы».
Многие считают, что «Гиббет-Хилл» — это своего рода «набросок», где Стокер проверяет свои идеи, прощупывает темы, которые позже воплотит в романе.
Ирландия, как родина Стокера, не могла пройти мимо этого события. На ежегодном дублинском фестивале, посвящённом писателю, «Гиббет-Хилл» теперь станет важной частью программы. Это событие сопровождается как публичными чтениями, так и специальными постановками, где зрителей буквально погружают в мистическую атмосферу Суррейских холмов. Всё это под аккомпанемент темной музыки и мрачных иллюстраций, созданных ирландским художником Полом Маккинли, которые, кстати, стали настоящим украшением этого переиздания.
Готика вне времени: как «Гиббет-Хилл» вписывается в творчество Стокера?
Находка подобного рассказа заставляет по-новому взглянуть на творчество Стокера. Ведь до недавнего времени его рассматривали как «писателя одного романа» — судьба, от которой пострадали многие литераторы, написавшие выдающиеся произведения, затмившие всё остальное в их карьере. Но стоит ли отказывать Стокеру в статусе полноценного мастера готической прозы только из-за популярности «Дракулы»? Конечно же, нет. Тем более что его ранние рассказы, такие как «Гиббет-Хилл», были теми кирпичиками, из которых со временем сложился его культовый стиль.
В мире готической литературы нередки сюжеты о том, как злодеев постигает справедливое возмездие. Но «Гиббет-Хилл» необычен тем, что Стокер использует детей в качестве проводников этой мрачной кармы. Дети здесь — не ангелочки, а скорее мстительные духи, символы воздаяния, которые придают рассказу почти сюрреалистический оттенок. Этот ход крайне нетипичен для Стокера, ведь в большинстве его произведений дети представлены скорее как жертвы, а не как активные участники событий.
Но давайте вернёмся к темам, которые раскрывает «Гиббет-Хилл». Здесь, как и в «Дракуле», Стокер поднимает вопросы власти и бессилия, тьмы и света, греха и расплаты. Но, в отличие от графа, герой рассказа остаётся безымянным, а зло не концентрируется в одном лице. Оно как будто растворено в самом месте действия — в этом зловещем холме, хранящем духи несправедливо убитых и замученных. Такой подход напоминает нам, что каждый рассказ Стокера — это не просто история, а попытка познать человеческую природу, исследовать границы морали и нравственности.
Ирландский размах и Дублинский фестиваль
Ирландия с её культом великих сынов – это отдельная тема для обсуждения. Здесь, на родине Стокера, каждый шаг его биографии на вес золота. Ирландцы буквально излучают гордость, вспоминая, как их соотечественник, работавший простым театральным менеджером, создал один из самых значимых образов в мировой культуре. Так что фестиваль Стокера в Дублине – это всегда событие, полное мистики, приключений и исторических реконструкций.
Но нынешний фестиваль обещает быть особенным. «Гиббет-Хилл» покажут публике впервые за 134 года, и это событие уже собирает толпы любителей готической литературы. Посетителей ждёт не только публичное чтение, но и театральные постановки, воссоздающие атмосферу, в которой творил Стокер. Художник Пол Маккинли добавил к тексту новеллы мрачные иллюстрации, погружающие нас в атмосферу туманных холмов, окутанных тайной и символизирующих неизбежность возмездия.
Миф о Брэме Стокере: как «Гиббет-Хилл» меняет наш взгляд на писателя?
Итак, что нам даёт эта находка, кроме восхищения перед удивительной археологией литературы? Ответ очевиден: «Гиббет-Хилл» меняет наш взгляд на самого Стокера, позволяя увидеть его не только как автора одного великого романа, но как исследователя мистического, искателя мрачного и загадочного в повседневном. Этот рассказ словно открывает нам его темные фантазии, делает его менее понятным, но более интересным и противоречивым.
Может быть, вскоре библиотеки всего мира начнут рыть свои архивы в поисках ещё неизвестных работ классиков.
«Гиббет-Хилл» напоминает нам, что творчество Брэма Стокера — это не просто книга о вампирах. Это мощное погружение в тёмные глубины человеческой души, исследование зла, которое живёт в каждом из нас. И пускай в этом рассказе нет кровожадных графов, в нём есть не менее важный элемент — тайна. И как знать, может, где-то в запылённых архивах ждут своего часа ещё десятки забытых историй, написанных рукой этого мастера.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости