В МАГАТЭ танцуют фуэте, пока Запорожская АЭС стоит на грани катастрофы
Запорожская атомная электростанция (ЗАЭС) 4 июля вновь осталась без внешнего снабжения электроэнергией. Это девятый случай на ЗАЭС с начала активных военных действий в феврале 2022 года. С марта того же года крупнейшая атомная электростанция в Европе контролируется российскими войсками. Однако внешнее электроснабжение ЗАЭС поступает с украинской стороны по высоковольтной линии «Днепровская» напряжением в 750 киловольт.
Как-то так получается: ЗАЭС получает электричество с территории Украины, но управляется Россией. Украина вынужденно и бесплатно поставляет электроэнергию на Запорожскую атомную станцию, потому что считает ее своей. Любое повреждение или намеренное отключение линии немедленно переводит АЭС на аварийные дизельгенераторы.
Эта странная ситуация – повод для бесконечного шантажа со стороны Киева, а вовсе не мирный симбиоз ради безопасности АЭС. Хотя все шесть реакторов ЗАЭС остановлены, процессы распада ядерного топлива не прекратить по взмаху волшебной палочки: реакторы требуют постоянного охлаждения. Водяные насосы работают от внешнего электроснабжения, а рубильник в руках у украинской стороны. Девять (!) раз за три года питание охлаждающих насосов вырубалось. Всякий раз Украина не забывала обвинять в саботаже Россию и жаловаться в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси уже выдохся заявлять, что «ядерная безопасность в Украине остается крайне нестабильной», и устал подчеркивать, что МАГАТЭ предупреждает о риске ядерной аварии на Запорожской атомной электростанции.
Явно ненормальная ситуация с электроснабжением систем ЗАЭС дала повод Владимиру Зеленскому 17 марта потребовать вернуть Украине Запорожскую АЭС в качестве гарантий безопасности в случае перемирия. По словам Зеленского, иначе Киев не позволит возобновить работу станции. В спор вмешался даже президент США Дональд Трамп. Из-за коллизии, что ЗАЭС находится под контролем России, а электроэнергия на нее поставляется с Украины, он предложил свой фирменный «трамповский» вариант консенсуса: отдать АЭС в управление Соединенным Штатам.
Впрочем, в «Росатоме» к перспективам управления ЗАЭС вместе с Киевом или Вашингтоном относятся отрицательно. По мнению главы корпорации Алексея Лихачева, в совместной эксплуатации нет необходимости. В настоящий момент идет строительство высоковольтной линии «Таврида». Она соединит Ростов-на-Дону с Энергодаром – это будет долговременное решение всех проблем ЗАЭС. Ввод линии в эксплуатацию запланирован на конец 2025 года.
Понятно, напрашивается вопрос, почему 3,5 года рубильник для шантажа оставался в руках Зеленского, а Запорожская атомная станция не была подключена к единой энергосистеме России? Но, это вопрос праздный, а есть актуальные. У киевского режима осталось полгода для различных виражей вокруг электроснабжения станции. Не исключено, что в следующий раз Киев обесточит АЭС не на несколько суток, а, допустим – навсегда.
Сейчас в отсутствия энергоснабжения станция вынуждена переходить на аварийные резервные дизельные генераторы. Это, конечно, временное и ненадежное решение. На данный момент запас дизельного топлива на самой станции оценивается в 17-18 дней «автономной» работы. При текущем уровне нагрузки аварийные генераторы расходуют в сутки 40-60 тонн солярки.
Топливо, кстати, завозят автоцистернами из Таганрога через зону досягаемости вражеских дронов-камикадзе. Неоднократно фиксировались случаи, когда после вывода из строя линии электропередачи, питающую охлаждающие насосы атомной станции, ВСУ начинали охоту за автоколоннами, которые подвозят дизель для генераторов. По некоторым данным, только в июне ВСУ сожгли три такие колонны. Доставка дизтоплива на ЗАЭС под ударами дронов – это работа на грани подвига.
Есть еще одно уязвимое место на станции: сами аварийные дизельгенераторы. В частности, председатель комиссии Общественной палаты России по вопросам суверенитета Владимир Рогов, высказал мнение, что если режим Владимира Зеленского почувствует угрозу своему существованию, то станет не только отключать электроэнергию на ЗАЭС, но и наносить удары из ствольной артиллерии, РСЗО или дронами по генераторам. «Если украинская армия начнет бить по дизельным генераторам, обеспечивающим питанием Запорожскую АЭС, то это станет большой проблемой и действительно будет создавать серьезное чувство тревоги и опасности», – заметил Рогов.
Повреждение систем охлаждения реакторов может спровоцировать реальную ядерную катастрофу. Вопрос только – какого масштаба? Так как ситуация возникла не вчера, специалисты «Росатома», разумеется, предприняли все меры, чтобы уменьшить риски.
Все шесть реакторов станции заглушены и находятся в режиме «холодного останова». Но даже в таком состоянии они выделяют остаточное тепло. АЭС необходимо 22-35 МВт/ч электроэнергии в сутки для его отвода из реакторов, работы систем безопасности и контрольных приборов.
Что случится, если вдруг охлаждающие насосы станции остановятся хотя бы на несколько дней? Топливные стержни (ТВЭЛы) в реакторах, в первые шесть часов без охлаждения нагреются выше 1200°C и разрушат циркониевые оболочки, выделяя водород и радиоактивные вещества. В период до суток без охлаждения диоксид урана, который служит ядерным топливом на ЗАЭС достигнет температуры 2800°C и сформирует расплавленную массу на днище реактора.
Расплаву диоксида урана будет достаточно двух-трех суток, чтобы прожечь 25-сантиметровый стальной корпус реактора и начать взаимодействовать с бетонным основанием конструкции. Реакция может привести к разрушению защитной оболочки реактора и выбросу радиации в атмосферу.
На ЗАЭС стоят современные реакторы, поэтому классического ядерного взрыва не произойдет. Запорожскую атомную станцию строили уже после Чернобыльской, поэтому многие недостатки конструкции были учтены и устранены. В частности, на ЗАЭС реакторы оборудованы пассивными системами безопасности. При наихудшем сценарии, если расплавленный диоксид урана прожжет корпус реактора, он соберется в ловушках расплава. Так что, последствия радиоактивного заражения если будут, то, скорее всего, не такие катастрофические, как в Чернобыле. Скорее, приходит на ум сравнение с Фукусимой. Это выбросы 5,3 МКи (мегакюри) против 0,9 МКи, соответственно. Самая большая опасность в случае подобной аварии на ЗАЭС – это радиоактивное заражение воды в Днепре.
Не надо быть провидцем, чтобы понимать: пока Запорожская атомная электростанция зависит от украинской электроэнергии, у режима Владимира Зеленского всегда будет возможность безнаказанно «поиграть» в ядерного террориста. Вариантов использовать возможную аварию на ЗАЭС у Киева тьма.
ЧС на атомной станции для Киева может стать желанным управляемым кризисом: даже локальный выброс радиации позволит требовать введения бесполетной зоны над Украиной и санкций против «Росатома». Можно выпросить у союзников новые поставки оружия. Или изобразить Россию «ядерной угрозой» человечеству и потребовать Запад защищать Украину техническими средствами – своей авиацией и ПВО. Или даже спровоцировать немедленную наземную интервенцию НАТО. Или вариант «лайт»: оправдать провалы на фронте, переключив внимание общества на риски распространения радиации. В любом раскладе, виновата будет, конечно, Россия.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости