Ванцев "приземляется" в S7
Какие цели может преследовать совладелец Внуково Виталий Ванцев кооперируясь с S7.
Как сообщает корреспондент УтроNews, авиакомпания-лоукостер Citrus группы S7 определилась с новой системой бронирования авиабилетов. Вместо ростеховской Leonardo "Сирены-Трэвел" выбор пал на ТАИС "Онлайн резервейшн систем", мажоритарным акционером которой является совладелец аэропорта "Внуково" и авиакомпании "Азимут" Виталий Ванцев.
Известно, что вопрос перевода российских авиакомпаний на отечественную систему бронирования — лоббирует "Ростех", основной разработчик продукта. Ранее структуры Ванцева и Чемезова уже совместно работали над разработкой системы.
Война систем
На рынке активно обсуждают новость о сотрудничестве Ванцева с S7, отмечая, что такой альянс может быть вынужденной мерой авиакомпании, чтобы избежать рисков, исходящих от "Ростеха".
Citrus выбрала именно АО "ОРС" по итогам тендера, хотя в конкурсе участвовали и зарубежные, и российские системы бронирования.
ОРС – это система обслуживания пассажиров. Она включает в себя и инвенторную систему, где авиакомпания хранит данные о рейсах, тарифах и провозных емкостях. Через нее проходят и бронирования авиабилетов, это ключевой IT-продукт для авиакомпаний.
100% акций ОРС владеет "Национальная система бронирования". В этой компании 84% принадлежит Ванцеву через ООО "Развитие систем бронирования". Он же совладелец авиакомпании"Азимут" совместно с Павлом Удод и Павлом Екжановым.
Предпочтение, отданное S7 системе ТАИС, может говорить о желании обеих сторон дистанцироваться от "Ростеха", считающийся главным лоббистом отказа российских авиакомпаний от иностранных система бронирования.
В 2020 год в России были готовы две местные системы бронирования — Leonardo "Сирена Трэвел" ("Ростех") и ТАИС "Онлайн Резервейшн Систем".
"ОРС" совместно разрабатывали "Ростех" и Внуково Национальную систему бронирования (НСБ). Об этом пишут "Ведомости". Ванцев в июне 2018 года говорил, что в систему ТАИС было вложено более $50 млн и эти деньги планируется окупить за пять-десять лет.
Однако, как пишет РБК, якобы "Ростех" в итоге не вошел в проект. Верно одно, что в 2016 году "Внуково" Ванцева помогало "Ростеху" в разработке российской системы бронирования, после того, как правительство России в 2014 г. поручило "Ростеху" создать национальную систему бронирования.
К моменту вхождения в проект "Ростеха" "Внуково" уже вложило в разработку 1,5 млрд руб., "Ростех" вложил в проект около 500 млн руб.
Для "Ростеха" это стала вторая по счету система бронирования наряду с существовавшей "Сирена-трэвел".
В итоге, на рынке появилось две отечественные системы авиаброниварония. По состоянию на конец 2020 года пользователями ростеховской Leonardo являлись 52 российских и семь зарубежных авиакомпаний, в том числе Red Wings, "Аврора", "Руслайн", "Ямал", "Ютэйр", АЛРОСА и др.
В числе клиентов другой системы - ТАИС числились "Азимут" Ванцева, израильская Israir, украинская "Мотор Сич" и киргизская Tez Jet. Этот список теперь пополнил и Citrus группы S7.
Пока из двух систем Leonardo и ТАИС приоритет отдается системе Leonardo, что говорит об усилении позиций "Ростеха" на рынке, лоббировавшего этот вопрос.
Поэтому нынешняя сделка между S7 и Венцовым и выбор авиакомпании-лоукостера Citrus в пользу ТАИС может говорить о непростых отношениях S7 с "Ростехом". На рынке ходили слухи, что "Ростех" был не прочь приобрести собственную авиакомпанию, поэтому S7 мог пойти на сближение с "Азимутом" Ванцева, чтобы обезопасить себя от "Ростеха".
"Ростех" лоббирует
Как бы то ни было, но изначально затея с системами изначально была выгодна "Ростеху". На изменения авиакомпании шли неохотно. S7 раньше пользовался услугами швейцарской SITA, пока в 2018 году Минтранс не предложил локализовать системы бронирования в России с 1 января 2020 года. Подобная инициатива вызвала опасения. Гендиректор компании "Сибирь" входит в S7 Group Владимир Объедков даже направлял письмо президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну.
Согласно проекта Минтранса с 1 января 2020 года серверы и базы данных всех систем бронирования авиабилетов внутрироссийских авиаперевозок должны размещаться в России. Подобные меры объяснили защитой суверенитета России, противодействия терроризму, а также обеспечения безопасности пассажиров.
Эту инициативу связывали с интересами "Ростеха". Учитывая, что объём рынка систем бронирования составляет порядка 10 млрд рублей в год, то понятно, что "Ростех" никому ничего не уступит было понятно.
Как показывает развитие событий с 2016 года интересы Ростеха стали отчетливее проявляться. Поскольку одной "Сирены–трэвел" ему было мало, поэтому Чемезов скооперировался с Ванцевым по разработке еще одной системы.
В этой истории наблюдатели пытаются прогнозировать развитие событий.
В прошлом году Сергей Чемезов 29 июня направил Президенту России Владимиру Путину письмо, в котором предложил поручить Правительству РФ "рассмотреть возможность перехода ведущих российских авиакомпаний ("Аэрофлот", S7) на отечественные информационные системы в рамках проекта ООО "РТ-Транском" – дочки "Ростеха". Предприятие "РТ-Транском" создано "Ростехом" для эксплуатации на территории РФ единой системы взаиморасчетов. Об этом пишут "Известия".
В ситуации с партнерством S7 и Ванцева напрашивается версия. Последнему все-таки самостоятельно удалось развить проект и посредством "Онлайн резервейшн систем" укрепить позиции на рынке и планомерно зайти в S7. Видимо общее прошлое Ванцева с Чемезовым по разработке системы бронирования владельцев S7 не настораживает, однако вовсе не исключено, Ванцев может планировать расширение активов и S7 для него лакомый кусок.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости