Василия Голубева довела хорда: уголовное дело не за горами
Спешная отставка губернатора Ростовской области Василия Голубева может быть связана с госконтрактом на «Западную хорду» и намечающимися уголовными делами.
В День народного единства, 4 ноября 2024 года, в отставку подал губернатор Ростовской области Василий Голубев, который управлял регионом 14 лет. Свое решение политик объяснил переходом на другую работу (это почти в 68 лет!), но ему предшествовала информация о том, что силовики из Москвы провели в его офисе обыски по делу «Западной хорды».
В истории разбирался корреспондент УтроNews.
Компании Горячкина и Куц
Москва обратила внимание на «Западную хорду – автотрассу в Ростове-на-Дону, из-за того, что данный проект стоимостью в 20 млрд рублей был выполнен на деньги инфраструктурного бюджетного кредита. Фактически он был профинансирован из федерального бюджета. Такие дела всегда находятся под контролем, а здесь явно есть к чему придраться.
Главным подрядчиком проекта является компания «Т-Транс», которая в 2022 году получила пять из шести подрядов на «Западную хорду». Оставшийся подряд достался компании «РостовАвтоДорСтрой», которая также связана с «Т-Трансом».
Фото: Rusprofile.ru
Компанией «Т-Транс» владеет Павел Горячкин, получивший ее в 2022 году от Ларисы Куц, которая приходится ему тещей. Факт родства между этими людьми доказан судебным процессом, в котором они доказывали права на недвижимость.
«РостовАвтоДорСтрой» принадлежит Куц, Леониду Джанлатяну и Владиславу Максименко, который также является главой этой компании. Максименко в 2011-2014 года был заммэра Ростова-на-Дону по дорогам и транспорту и хорошо знаком с Голубевым по работе в Ростовской области.
Во второй половине десятых годов бывший чиновник начал совместный бизнес с Куц и Горячкиным, после чего их многочисленные компании начали получать госконтракты.
Вся эта система взаимоотношений в Ростовской области является секретом Полишинеля – об этом много и подробно писал The Moscow Post. Госконтракты при Голубеве выдавались в пользу близких к губернатору фирм. Однако дело Западной хорды, похоже, так переполнило чашу терпения Москвы, что Голубев был снят с должности через несколько дней после запуска первого участка автотрассы. И это не простое совпадение.
Под «крышей» Голубева
Бизнес Горячкина, Куц и примкнувшего к ним Максименко пользовался очевидной поддержкой ростовских властей. В 2021 году «Т-Транс» выиграл 20 из 20 крупнейших закупок регионального Минтранса, конкурируя на торгах со связанными с собой фирмами – «ВолгоградАвтодорстроем» и «Ростовским ДСУ». На момент проведения торгов «Т-Трансом» владела Куц, а в компаниях-конкурентах у нее была доля в 50%.
Владимир Окунев. Фото: https://s.1rnd.ru/section/newsInText/upload/images/news/intext/000/054/009/okunev_616932ec185ba.jpg
Не заметить такой конфликт интересов невозможно, иначе все сотрудники ростовского Минтранса должны быть уволены за профнепригодность. Скорее всего, это решение политическое – ни один чиновник не возьмет на себя ответственность за подобный беспредел без команды сверху. Слишком уж здесь все очевидно и слишком много тут оснований для уголовных дел.
Показательна в этой связи история «Т-Транс». Компания была основана пенсионеркой Куц (сегодня ей 76 лет) с официальным доходом в 15 тысяч рублей в одном из ростовских подвалов, на стене которого в качестве вывески висел распечатанный на принтере листок формата A4 с номером мобильного телефона.
На даму и до «Т-Транса» были зарегистрированы юрлица, но взлет бизнесменши Куц произошел после того, как из дела по скупке районных ДСУ и строительных компаний вышла ее дочь Елена Доровых, которая после замужества взяла фамилию Рогачкина. Сейчас вся эта семья проживает в Испании и связана с Ростовской областью только извлечением прибыли.
Кроме Максименко успех Горячкина и Куц связывают с вице-губернатором и главой Минтранса Ростовской области Владимиром Окуневым. После того, как он в 2020 году стал главой министерства на компании Рогачкина и Куц посыпались госконтракты. Окунев в апреле 2024 года написал заявление об увольнении по собственному желанию, что стало первым звоночком для Голубева.
Деятельность Окунева в Ростовской области и его «дружба» с «Т-Трансом» превратилась для ФАС в бельмо в глазу и губернатор решил «замести следы».
Новое руководство Минтранса даже подало иск на 168 млн рублей против «Т-Транса» за сдвиг сдачи «Западной хорды», но это, видимо, не хватило для спасения реноме. Голубев был вынужден сбежать в отставку.
«Друзья» Голубева
Скандалы начались еще при утверждении проекта «Западной хорды». Проект был заточен на быструю реализацию и строительство рядом с магистралью жилых комплексов. Про интересы жителей забыли, или просто наплевали. В этой истории два взаимосвязанных бизнес-проекта – сама трасса и жилищное строительство рядом с ней, все это вместе – десятки миллиардов рублей в пользу «друзей» губернатора Голубева.
Василий Голубев. Фото: https://iv.kommersant.ru/Issues.photo/REGIONS/ROSTOV_News/2018/08/30/KRD_001662_00024_1_t218_131703.jpg
Для строительства «Западной хорды» был выбран скандальный, но близкий к ростовским властям дивизион компаний Рогачкина и Кущ, которые вцепились в проект мертвой хваткой. Дело дошло до суда, в котором «Т-Транс» потребовал от ростовского Минтранса заключить с компанией контракт на строительство Западной хорды.
ФАС в 2022 году по жалобе компании «Донаэродорстрой» отменила результаты торгов из-за допущенных Минтрансом «ошибок» в аукционной документации и несвоевременной публикации условий торгов. «Т-Транс» затем подал иск на ФАС и в итоге добился своего.
На новых торгах «Т-Транс» выступил как единственный участник и получил контракт за 1,3 млрд рублей, даже не снизив изначальную цену. Никого тогда не смутило, что два месяца до этого компании Куц и Рогачкина подозревались ФАС в картельном сговоре.
Ведомство обвинило ООО «Т-Транс», ООО «Ростовское ДСУ», ООО «РостовАвтоДорСтрой», ООО «Таганрогское ДСУ», ООО «ВолгоградАвтоДорСтрой» и ООО «Тацинское ДСУ», причем поводом стали госзакупки в сфере строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в Ростовской и Волгоградской областях на 20 млрд рублей. Все эти компании относились к Горячкину и Куц, но существенных проблем семья не получила.
Судя по всему, это просто часть ростовских «правил игры» при губернаторе Голубеве. В 2021 году картельный сговор был установлен между Минтрансом Окунева, администрацией Ростова-на-Дону и АО «Ростовавтомост». Только воз и ныне там, никто не понес наказания за эти откровенные злоупотребления.
Чистка в Ростове
Интересно, что пресс-служба Голубева сведения об обысках не подтвердила, однако дыма без огня не бывает. Слухи об отставке Голубева шли как минимум неделю, причем эти события сопровождались увольнениями в регионе.
29 октября уволился первый замглавы администрации Ростова-на-Дону Юрий Овчинников, которого губернатор не один год использовал как объект для критики. А на следующий день свою должность покинул замглавы администрации Ростова-на Дону по ЖКХ Валентин Кукин.
Некоторое время назад работница одного из ростовских фитнес-клубов обвиняла Кукина в изнасилованиях и издевательствах, но обвинения оказались голословными, и чиновник теперь может даже стать замминистра по ЖКХ по Ростовской области, если отставка Голубева не поменяет эти планы. Плохим предзнаменованием для Кукина является замена условного срока на реальный для одного из его предшественников на посту ростовского вице-мэра Владимира Арцыбашева. Также в отставку подал глава города Шахты Андрей Горцевской и, видимо, все это только начало.
В Ростове-на-Дону сегодня начался политический шторм. Следующей его остановкой станут аресты и уголовные дела, поэтому Голубеву надо быть готовым ко всему или спешно бежать к Горячкину и Куц под теплое небо Испании.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости