"Афера" Александра Дюкова?
Как глава "Газпром нефти" Александр Дюков сделал виноватыми своих подрядчиков, а сам вышел сухим из воды.
Между ЗАО "Евразийской энергетической компанией" (ЕЭК) и Омским нефтеперерабатывающим заводом судебная тяжба тянется с 2016 г.
Предмет спора – агентский договор. По информации корреспондента УтроNews, виновником разбирательства является глава "Газпром нефти" Александр Дюков.
Как утверждает Дюков, якобы сотрудники ЕЭК уговорили руководство Омского нефтеперерабатывающего завода заключить некое сомнительное соглашение. По версии следствия, завышенные ставки дифференциации напряжения нанесли предприятию ущерб в размере 1,2 млрд рублей. В итоге в этом году руководителей ЕЭК Марину Панферову и Александра Карягина обвинили в мошенничестве, а также осудили экс-главного энергетика Омского завода Юрия Чурсина.
Вот только существует и другая версия событий. Как рассказала адвокат Марины Панферовой Наталья Макарчук, на это указывают некоторые несостыковки и нарушения в судебном процессе.
Омский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий ПАО "Газпром нефть", в 2008 году обратился к агенту ЕЭК, чтобы оптимизировать расходы на электроэнергию. И агенту, вроде как, это даже удалось: ЕЭК заключил прямой договор с ФСК на подключение к федеральной сети, сократив тем самым расходы на услуги по передаче электроэнергии почти в 2 раза, а также снизил уровень напряжения, писало РБК.
За все про все агент получил 900 млн рублей, а омский НПЗ сэкономил миллиарды.
Три года структуру "Газпром нефти" устраивали оказываемые агентские услуги, но после ей показалось, что все равно приходится платить слишком много. Через суд НПЗ потребовала вернуть агентское вознаграждение. И вернула.
Вот только, может, глава ПАО "Газпром нефть" Дюков инициировало уголовное дело против ЕЭК, чтобы "прикрыть" некоторые финансовые прорехи? Ведь, похоже, долго находчивые юристы долго прорабатывали план, чтобы в гражданском порядке взыскать средства с омских предпринимателей.
Осенью 2016 года Дюков направил в Следственный департамент МВД заявление, в котором сообщил, что учредитель Евразийской энергетической компании Александр Карягин и генеральный директор Марина Панферова похитили почти 800 млн рублей у Омского НПЗ.
То есть обвинение в мошенничестве было предъявлено после того, как прошло 6 лет после заключения договора с Омским нефтеперерабатывающим заводом. Дюков поджидал лучшие времена? А, быть может, что-то предшествовало уголовному делу?
Ложный "злоумышленник?
В конце прошлого года в компании обнаружили серьезную дебиторскую задолженность в почти 800 млн рублей. Накопилась она именно из-за "злоумышленников" из Омска, убежден Дюков. Вот только до 2012 года этот безнадежный убыток проходил у ПАО "Газпром нефть" по доходным графам отчетности…
Если же говорить о ЕЭК, то она, скорее, наоборот, помогла заводу выйти на оптовый рынок, где электроэнергию можно покупать значительно дешевле, а также снизить расходы на ее транспортировку.
Но Дюков решил отобрать прибыль агента, оспорив агентский договор с ЕЭК по формальным основаниям – якобы в связи с тем, что ЕЭК не являлся энергосбытовой организацией. И суд встал на сторону ПАО "Газпром нефть", несмотря на то, что агентский договор с ЕЭК принес заводу многомиллионную экономию.
В итоге суд признал, что ЕЭК не могла оказывать услуги, которые оказывала заводу, и договор Омского МПЗ и ЕЭК признали недействительным. Компанию обязали вернуть заработанную разницу в платежах.
Так легким взмахом руки оказалось, что ЕЭК вместо выгоды принесли "Газпром нефти" дебиторскую задолженность 800 млн рублей. А Александр Карягин и Марина Панферова получили реальные сроки.
При этом Дюков работал с этими посредниками на протяжении нескольких лет. И все это время его якобы "водили за нос"?
Дюков себе не изменяет?
Здесь вспоминается и еще одна похожая история. Перед разборками с омским МПЗ сообщалось, что у ПАО "Газпром нефть" куда-то пропали несколько миллиардов рублей. Может, данная "пропажа" и подтолкнула газпромовцев к претензиям в сторону ЕЭК?
Как выяснилось, компания "Сервис-терминал" Валерия Дрелле предоставляла конторе Александра Дюкова услуги таможенного брокера с 2003 года. В итоге такое "сотрудничество" привело к тому, что сейчас Дрелле в международном розыске - еще до следствия он успел покинуть страну. В розыск также был объявлен банкир Анатолий Мотылев, его обвиняют в хищениях.
Как говорят следователи, всего фирма получила от "Газпром нефти" около 58 млрд рублей, вот только 12 млрд куда-то пропали. Причем 2 млрд "улетели" в офшоры, а почти 10 млрд рублей застряли в банке "Российский кредит" Мотылева, лицензию у которого отозвали еще в 2015 году.
При этом изначально все 58 млрд рублей поступили от ПАО "Газпром нефть" на счета банка "Глобэкс" того же Мотылева. Этот банк, естественно, тоже лопнул.
Во всей этой истории всплывает закономерный вопрос: зачем вообще "Газпром нефть" решила воспользоваться услугами малоизвестной фирмы, и при этом связаться со столь известным своими денежными махинациями банкиром Мотылевым?
Это наводит на мысли, что компания Дюкова вовсе не лишилась этих денег по вине недобросовестных партнеров, а вполне осознанно их "вывела" с помощью Мотылева. Так что это, не фирменный ли стиль Дюкова?
Есть в деле с ЕЭК еще одна пикантная подробность. Дел в том, что доследственную проверку по заявлению Дюкова проводили сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД.
В рядах этих работников был некий подполковник Сергей Астафуров, который спустя некоторое время отправился в колонию на 4,5 года за превышение должностных полномочий. Выяснилось, что он сфальсифицировал доказательства против члена Совета директоров Челябинского трубопрокатного завода Андрея Комарова. Какой интересный кадр, да в таком спорном деле.
Может быть, прежде, чем обвинять других, надо внимательнее присмотреться к самому Александру Дюкову? А заодно и поинтересоваться у главы "Газпрома" Алексея Миллера устраивает ли его такой сменщик. Недавно именно Дюкова называли одним из кандидатов на пост главы "Газпрома". К чему это может привести?
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости