Биография первого заместителя президента - председателя правления банка «Траст» Михаила Хабарова
С 2019 года «высокооплачиваемый коллектор» является первым заместителем президента - председателя правления банка «Траст». В должности главного исполнительного директора (CEO) Хабаров должен реанимировать токсичные активы. Однако эксперты опасаются, что рейдер со стажем начнет банкротить в своих интересах ведущие отраслевые предприятия, от которых в том числе зависит и безопасность страны.
За МКАДом жизни нет
Хабаров Михаил Валентинович родился в нищем промышленном уральском городке Златоусте. Материальная жизнь родителей будущего коммерсанта не впечатляла. Рабочая семья жила небогато, как, впрочем, многие в Советском Союзе.
Отпрыск же мечтал о другом будущем. Окончив школу, Михаил отправился в столицу. Поскольку сам происходил из семьи металлургов, поступил в Московский институт стали и сплавов (МИСиС).
В поисках статусной должности
Студенчество Михаила Валентиновича выпало на годы перестройки, которые были «жесткими и безденежными». По его словам, брался за любую работу. Однако получив в 1993 году диплом об окончании МИСиС, Хабаров еще год проучился в Высшей коммерческой школе при Министерстве внешних экономических связей РФ. При этом сам он признавался, что в это время работал мойщиком окон, а также овладевал другими низкоквалифицированными профессиями.
На своем первом приметном месте работы - в Министерстве металлургии РФ, как позже рассказывал Михаил Валентинович, он попросту «перекладывал бумажки».
От скуки начал подыскивать новое место работы и чтобы непременно статусная должность. Трамплином к заветной цели стало трудоустройство во второй банк страны.
В 1995 году Хабаров Михаил Валентинович по объявлению в газете устроился в «Инкомбанк». Кому-то может показаться странным, что так легко можно было попасть в один из крупнейших банков. Но это было время, когда новые компании росли как на дрожжах, а потом одномоментно рушились. Вот и «Инкомбанк» протянул недолго - в разгар кризиса 1998 года у него отозвали лицензию.
Как считают эксперты, «банк рухнул из-за ошибок менеджмента». Не исключено, что к фиаско приложили руку такие деятели как Хабаров, которые жаждали улучшить свое материальное положение, используя все возможные способы.
Магнитка, я твой навеки арестант…
В 1996 году Михаила Валентиновича делегировали на Магнитогорский металлургический комбинат, крупнейшим частным акционером которого выступал «Инкомбанк». На «Магнитке» как раз началась приватизация, и Хабарову доверили роль «смотрящего» за долей банка. В созданной специально под это дело финансово-промышленной группе «Магнитогорская сталь» он занял должность заместителя гендиректора и погрузился в подковерные интриги.
В последующем вспоминал это время с восторгом. Действительно, в банке он был среднестатистическим аналитиком, а в «Магстали» - «отдельный кабинет, служебная машина, хороший контракт». Но вместо того, чтобы защищать интересы «Инкомбанка», Михаил Валентинович попросту кинул своих покровителей - 30% акций «Магнитки» уплыли в «хорошие руки» через подконтрольные офшоры.
Хабаров, правда, уверял, что не знал об аферах. Но верится с трудом, что заместитель гендиректора по экономике, через которого проходили финансовые потоки, был в неведении, куда уплывали миллионы. Когда вскрылись мошеннические схемы, против ряда сотрудников из числа руководства «Магнитогорской стали» было возбуждено около десяти уголовных дел. Эхо громкого скандала с хищением 30% монстра металлургии не стихает до сих пор.
Однако сам Хабаров каким-то чудом уголовного преследования избежал, рванув за океан якобы исполнить свою давнюю мечту - учиться. «Штаты, Лос-Анджелес, солнце. И финансово я был независим - учился за свои деньги, и семья была рядом», - хвалился он в одном из интервью, умалчивая об истинных мотивах спешного отъезда в Америку. Вернулся же спустя три года, когда формально истекал срок давности по уголовным делам.
Жесткая хватка А1
После возвращения из США в начале нулевых Хабаров Михаил около пяти лет проработал финансовым директором, первым заместителем гендиректора в страховой группе «РОСНО». Затем, в 2004-м, стал главой созданной Allianz Group и АФК «Система» управляющей компании «Альянс РОСНО управление активами», в которую были слиты непрофильные активы обеих структур.
Наконец, свою птицу счастья Хабаров поймал в 2006 году, когда получил предложение, чуть ли не лично от Михаила Фридмана, занять посты председателя правления и генерального директора управляющей компании «Альфа-Капитал». Туда он перетащил человек 20 своих людей из «РОСНО», что для последнего стало сильным кадровым ударом.
Спустя четыре года Михаила Валентиновича назначили на должность президента А1, преемника «Альфа-эко», преуспевшей в поглощениях через банкротство. В свое время эта рейдерская структура, жестко и без разбора отжимавшая чужую собственность, в когорте дочерних компаний «Альфа-групп» была курочкой, которая несла золотые яйца.
Некоторые из обстоятельств ее деятельности даже вошли в роман «Рейдер» Павла Астахова. Когда опус был опубликован, наиболее яркими кейсами заинтересовалась прокуратура, тем более что автор особо и не шифровал фигурантов.
Михаил Хабаров возглавлял А1 четыре года и стал передовиком рейдерского производства, участвуя в целом ряде недружественных поглощений, ставших фирменным почерком «альфовцев». Действовал при этом как типичный коллектор, как липку обдирая акционеров.
Как рассказывал в своих многочисленных интервью любитель попиариться Михаил Валентинович - «доходность в 30–40 % считалась для компании лузерской».
В разные годы А1 давила, шантажировала, наезжала, инициировала судебные разборки, в том числе уголовные, чтобы добиться желаемого. Участниками громких дел, ставших достоянием СМИ, были многие известные компании. Только при Хабарове А1:
- прессинговала миноритариев аптечной сети «А5», вынуждая продать доли основным владельцам;
- раскачала противостояние между акционерами «Стройфарфора», и воспользовавшись ситуацией, вывела ликвидные активы на подконтрольные структуры, а саму компанию пустила с молотка;
- давила на руководство «Московского завода счетно-аналитических машин им. Калмыкова», чтобы те продали свои доли;
- спровоцировала конфликт между девелоперами «Золотого острова» на Софийской набережной и получила двукратную прибыль от продажи своей доли;
- приложила руку к ликвидации лоукостера «Авианова»;
- открыто угрожала членам совета директоров и главе «Уралвагонзавода» в битве за лакомый актив - угольную компанию «Заречную» уголовным преследованием и персональными санкциями.
В А1 Хабаров Михаил проработал до 2014 года, но шлейф скандалов тянется за ним до сих пор.
Непримерный семьянин
В личной жизни Хабаров ведет себя так же беспринципно, как и в бизнесе. С супругой Ольгой он знаком со студенчества, в семье трое детей, но это не мешает Михаилу Валентиновичу содержать молодую любовницу, с которой познакомился на одном из конкурсов красоты. Бывшая «Мисс Финансового мира» Елена Тюрина официально не работает с 2015 года, но при этом живет на широкую ногу - путешествует по Европе, покупает дорогие авто по цене однушки в столице. Более того Хабаров прикупил для Тюриной дом в Подмосковье примерно в получасе езды от собственного, где он проживает с законной супругой.
Любопытно, что недавно Хабаров переписал всю собственность на жену, оставив себе скромненькую квартиру в Екатеринбурге. Такой демарш не остался незамеченным экспертами, которые предположили, что это потребовалось для того, чтобы выглядеть чистеньким перед вступлением в должность в государственный «Траст».
Факты о персоне
- Михаил Валентинович - игрок по натуре. Он завсегдатай покерных турниров, например, участвовал в турнирах серий World Poker Tour, European Poker Tour.
- Катается на водных и горных лыжах.
- Ездить предпочитает на авто представительского класса - Porsche(эта марка предпочитаема не только им самим, но и законной женой и любовницей).
СЕО с подмоченной репутацией
Весной 2019 года Хабаров стал правой рукой главы «Траста» Александра Соколова. Чтобы прикрыть скелеты в шкафу, Михаил Валентинович начал свою деятельность с самопиара, рассказывая о своих заслугах. Его беспокойство понятно: если заговорят очевидцы минувших событий, например, участвовавшие в приватизации «Магнитки» (тот же Виктор Рашников - нынешний владелец ММК), их откровения нанесут сокрушительный удар репутации СЕО «Траста».
В связи с этим возникают вполне резонные основания для того чтобы сомневаться в том, что рейдер, привыкший самым наглым образом кошмарить бизнес, сможет оставаться беспристрастным на своем нынешнем посту и не соблазниться поправить свое финансовое положение за государственный счет. И первые звоночки уже есть.
В СМИ появилась информация, что менеджеры «Траста», добиваясь банкротства «Русской лесной группы» (плохой актив, доставшийся госбанку после санации «Промсвязьбанка»), были уличены в предоставлении ложных сведений и искажении фактов. Собственно, так всегда поступали старатели А1, выходцем из которой остается Хабаров.
Более того в настоящее время Михаил Валентинович через свои офшорные пустышки в крепком содружестве с А1 кошмарит в судах своего бывшего работодателя – совладельца одного из крупнейших российских автомобильных грузоперевозчиков «Деловые линии» Александра Богатикова. Цель банальна – отжать лакомый актив без всяких на то оснований.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости