Многополярная оборона Евразии
Индия смотрится как одна из возможных башен в этом, пока еще недостроенном «оборонном периметре». Премьер-министр страны Нарендра Моди, выступая на совместной встрече БРИКС-Евразия в Уфе в июле 2015 года, сказал, что Евразия наполнена огромной энергией и динамизмом, и может вернуть себе роль ведущего экономического коридора и торгового пути мира.
Вернуть – значит, что кто-то эту роль забрал, присвоил? Образованным гражданам Индии этот «кто-то» хорошо известен. Возможно, что в ходе прошедшего в Москве саммита Моди обсуждал эту тему с Президентом РФ Владимиром Путиным.
Для индийского лидера это был первый зарубежный визит в Россию с начала конфликта на Украине. Еще это была первая заграничная поездка с момента начала третьего срока полномочий в качестве премьер-министра. Лидеры встречались впервые с 2022 года после переговоров на полях Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Узбекистане.
Визит был во всех отношениях необычным. Во-первых, все завершилось на торжественной ноте. Президент Путин отметил вклад премьер-министра Моди в укрепление двусторонних отношений и развитие многопланового российско-индийского сотрудничества, вручил гостю высшую государственную награду - орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Во-вторых, визит носил характер скорее личной встречи и доверительных переговоров.
Их главные итоги не были обнародованы за исключением того, что Моди заверил Путина, что с удовольствием принял его приглашение принять участие в саммите БРИКС в октябре в Казани.
Путин и Моди обсудили международную обстановку, сотрудничество в БРИКС, ШОС и Группе двадцати. Они подтвердили, что формат ШОС является для Москвы и Нью-Дели одним из наиболее приоритетных. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, визит позволил наметить конкретные задачи для продвижения особо привилегированного стратегического российско-индийского партнерства.
В ходе визита стороны подписали полтора десятка двусторонних документов. Путин и Моди поручили подготовить Программу развития стратегических направлений российско-индийского экономического сотрудничества до 2030 года.
Наконец, переговоры Путина и Моди проходили на фоне того, как президент США Джо Байден открывал в Вашингтоне юбилейный саммит НАТО, демонстрируя «изоляцию» России и единство Запада.
Геополитика с «индийской спецификой»
Моди сказал, что Индия выбирает политику баланса, находится «на стороне мира». Некоторые российские наблюдатели полагают, что Нью-Дели уже «сделало англо-саксонский выбор». Другие склонны повторять устоявшиеся западные установки о неразрешимых противоречиях и острой конкуренции между Индией и Китаем. Но реальная политика Нью-Дели богата оттенками и полутонами, чтобы что-то категорично утверждать или отрицать. Встреча в Москве это лишний раз показала.
За девять лет со времени выступления Моди в Уфе многое изменилось. Прежде всего - наши представления о Евразии и ее перспективах. Кризис в отношениях блока НАТО и России на Украине показал, что этот Евразийский мега-континент остро «нужен» не только региональным державам, но и Западу, ведомому США.
Чтобы сохранить и упрочить свои позиции там готовы идти на риски большой войны с Россией, используя Украину в качестве тарана и плацдарма «передового базирования». Вашингтон, следуя рецептам своих наставников и прародителей с Британских островов, показал, что намерен контролировать Евразию с помощью военно-политических рычагов и силового присутствия. Запад по-прежнему надеется втянуть Индию в эту систему противостояния.
Примером является продвигаемая США концепция безопасности Индо-Тихоокеанского региона, принятая для давления на Китай, а также военно-политические блоки и базы. Индия, находясь в центре этой резко возросшей активности, балансирует свои интересы и действия. Моди, например, встречался с президентом Украины Зеленским на полях встречи «Семерки» в июне.
Индия старательно избегает участи оказаться в списке «оппонентов США», но не без проблем для себя. Вашингтон, например, требует от Нью-Дели транслировать «американские озабоченности» по поводу того, как урегулировать украинский кризис, на что упирать в диалоге с Москвой. При этом давно стало ясно, что Вашингтон и его натовские сателлиты сами разрушили систему евроатлантической безопасности, которая формировалась на пространстве ОБСЕ. Система не работает и полностью себя дискредитировала.
Безопасность и торговые пути
Девять лет спустя после выступления Моди в Уфе стало также понятно, что западные лекала глобализации для Евразии не подходят. По той причине, что рождают кризисы, мешающие развитию и становлению трансграничных торговых коридоров. Более того, США пошли по пути разрушения уже построенного и проверенного. Примером стал подрыв Северных потоков, протекционизм и напряженность в торговле с Китаем, вплоть до санкций, похожие трения между Пекином и Брюсселем.
Российские предложения о новой архитектуре безопасности для Евразии направлены против дестабилизирующего англосаксонского влияния. Речь идет о том, чтобы выдавить «внешних игроков» за политические пределы всех регионов, составляющих Евразию, вынудить США «свернуть военное присутствие на континенте».
Сверхзадача состоит в том, чтобы создать пространство, свободное от конфликтов и благоприятное для развития. Этот подход сегодня разделяют Россия и Китай. Во многом, как кажется, с этим может быть согласна и Индия. На ее территории тоже нет иностранных военных баз, Нью-Дели также выступает за неделимую безопасность. Предстоит договориться о долговременных устоях мирного сосуществования и сотрудничества в пределах Евразии, найти способы противодействовать давлению и влиянию Запада.
По словам Путина, новая система должна быть открытой для всех евразийских стран, которые пожелают принять в ней участие, включая натовские и западноевропейские, если те откажутся от конфронтационного курса. В перспективе это будет означать «сворачивание военного присутствия внешних держав в Евразии», - заявил официальный представитель российского дипведомства.
Связи остаются устойчивыми
Стороны подчеркнули, что российско-индийские связи остаются устойчивыми в нынешней сложной и неопределенной геополитической ситуации. Стороны прилагают усилия по созданию современного, сбалансированного, взаимовыгодного, устойчивого и долгосрочного партнерства.
Отмечено, что регулярная координация и тесное взаимодействие между внешнеполитическими ведомствами способствует более глубокому пониманию и интересов друг друга. Стороны отметили пользу взаимодействия между парламентами. Большое внимание придается и диалогу на уровне секретаря Совета безопасности РФ и советника премьер-министра Индии по национальной безопасности, самих советов безопасности.
Моди и Путин обсудили долгосрочные контракты, как на нефть, так и на сжиженный природный газ. Индия стала ведущим рынком для экспорта российской нефти. В 2023 году поставки выросли в два раза по отношению к 2022 году и составили около 90 млн тонн. Это закрывает около 40% всей потребности Индии в нефти. Для России Индия стала ключевым партнером в этой области.
Вице-премьер Александр Новак сообщил, что в 2023 году объем поставок нефти в Индию вырос ровно в два раза. «В 2022 году это было 45 млн тонн, в 2021 году - всего 5 млн тонн. Если сравнивать с 2021 годом, то экспорт вырос в 20 раз, - подчеркнул он, добавив, что стороны рассматривают возможность заключения долгосрочного соглашения в этой области.
«Росатом» обсуждает с Индией сооружение еще шести энергоблоков большой мощности на новой площадке, говорится в материалах госкорпорации. Гендиректор «Росатома» говорил в январе 2024 года, что запуск третьего энергоблока АЭС «Куданкулам» состоится в текущем году. Стороны также рассматривают строительство в Индии АЭС малой мощности. В апреле 2024 года Индия получила информацию о решениях «Росатома» в области плавучих АЭС.
Лавров заявил, что Индия и Россия осуществляют до 60% двусторонних торговых платежей в национальных валютах, а Сбербанк сообщил об облегчении платежей за последние месяцы. Дело движется к двустороннему соглашению о дальнейшем упрощении платежей. Группа БРИКС также обсудит альтернативные платежные системы.
Россия и Индия активизируют усилия по созданию Международного транспортного коридора «Север — Юг» (INSTC), который свяжет Россию с иранским портом Бандар-Аббас. Обсуждаются перспективы Восточного морского коридора Ченнаи-Владивосток и Северного морского пути.
В целях достижения сбалансированной и устойчивой двусторонней торговли в долгосрочной перспективе лидеры акцентировали необходимость наращивания индийского экспорта в Россию, в том числе путем укрепления промышленного сотрудничества, налаживания новых технологических и инвестиционных партнерств, особенно в передовых областях, а также поиска новых направлений и форм кооперации. Для дальнейшего ускорения и сохранения темпов роста двусторонней торговли лидеры условились довести к 2030 году товарооборот до отметки в 100 млрд долларов.
Ввиду стремления Индии к самодостаточности партнерство в области военно-технического сотрудничества переориентируется на совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, совместную разработку и производство передовых оборонных технологий и систем. Стороны подтвердили настрой на увеличение количества совместных мероприятий по военному сотрудничеству и расширение военно-делегационного обмена. Хотелось бы надеяться, что Индия станет одной из главных «башен» в пока еще недостроенном «оборонном периметре» Евразии.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости