Нефтяники вылетают из Utair?
Отойдут ли от дел представители "Сургутнефтегаза", которые довели компанию "до ручки"?
Сбербанк согласовал план оздоровления авиакомпании Utair и не собирается банкротить ее, передает корреспондент УтроNews.
Накануне выяснилось, что перевозчику, вопреки всем прогнозам, наконец-то удалось выйти в плюс. Какие такие перемены произошли в компании?
Как сообщают источники УтроNews, в скором времени в Utair могут полететь "головы" нефтяников, ответственных за дефолт. В частности, рискует отправиться в отставку гендиректор Андрей Мартиросов, пользующийся поддержкой "Сургутнефтегаза", который является основным акционером авиакомпании. Пока что.
О банкротстве Utair говорили с прошлого года. Она обросла долгами перед множеством кредиторов, некоторые банки подали иски о взыскании задолженности, а банк "Русь" — о банкротстве. Уже около года авиакомпания ведет переговоры с 11 банками о реструктуризации трех кредитов на 56,5 млрд рублей. Долг перед Сбербанком составляет 17,4 млрд рублей.
Как заявлял в прошлом году президент Utair Павел Пермяков в свете всех этих слухов о банкротстве, ситуация для его авиакомпании сложилась схожа с той, что привела банкротству "Трансаэро" в 2015 году и "ВИМ-авиа" в 2017 году. Мол, большое количество самолетов заставляет перевозчиков держать необоснованно низкие цены, при отсутствии роста экономики, который бы стимулировал платежеспособный спрос. Другая проблема - подорожание топлива.
Напомним, в 2017 году, когда "Трансаэро" уже два года как приостановила полеты, ее признали банкротом. Тогда сообщалось, что при анализе деятельности перевозчика были выявлены признаки преднамеренного банкротства. То есть на тот момент второй по величине авиакомпании даже не пришли на помощь, и она просто решила самостоятельно ретироваться с рынка.
В том же году 2017 из-за долгов и нехватки оборотных средств прекратила чартерные полеты "ВИМ-Авиа", а в прошлом году разорилась. На днях стало известно, что генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу бывшего гендиректора авиакомпании Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой, которые якобы закупали топливо для перевозчика по завышенным ценам у подконтрольных им компаний.
И вот теперь - при всех, как заявил господин Пермяков, тех же обстоятельствах Utair удалось выплыть. "Наверху" решили, что "жирно" позволять обанкротиться еще одному авиаперевозчику?
Как-то подозрительно быстро у компании нашлись денежки для исправления ситуации. Быть может, гендиректора Андрея Мартиросова припугнули скорой отставкой, вот и средства сразу нашлись?
Еще в прошлом году убыток Utair составлял 4,4 млрд рублей.
Стоимость авиаперевозчика оценивалась в минус 16 млрд! Дела были плохи
И вот чудо - по итогам девяти месяцев текущего года перевозчик смог выйти в прибыль! Согласно опубликованной 12 ноября отчетности по РСБУ, компания за девять месяцев получила 1 млрд рублей. И это вопреки прогнозам президента компании, который официально заявлял, что этот год станет для Utair убыточным.
Почему же основной владелец Utair – "Сургутнефтегаз" - не подавал руку помощи авиаторам? Ведь средств у компании, очевидно, достаточно - за прошлый год "Сургутнефтегаз" выручил 1,5 трлн. Прибыль составила 828 млрд рублей. Впрочем, похоже, этот актив в скором времени выйдет из-под контроля компании…
Полет ненормальный
Похоже, нефтяники не в состоянии удерживать компанию "на плаву". При нынешних управленцах Utair переживает уже второй кризис. Компания уже находилась на грани банкротства в 2015 году. Тогда банки перевели долги авиакомпании в два кредита: первый на 18,9 миллиарда рассчитан на семь лет, а второй на 23,7 миллиарда будут выплачивать 12 лет. Следующие два года, вероятно, благодаря этому, перевозчик закончил с прибылью. Однако распорядиться ею, судя по всему, умело не далось.
Видимо, на радостях тогда гендиректор Utair Андрей Мартиросов затеял ребрендинг. В авиакомпании связали это с циклом покраски самолетов. Их решили оформлять с новым логотипом. Только на разработку нового логотипа потратили 4 млн руб. Покраска каждого самолета, а их в парке авиакомпании более 70, обошлась бы еще в сумму от 50 до 100 тысяч долларов. Не самое разумное вложение для компании, которая находится в столь шатком финансовом положении?
В ноябре прошлого года депутаты думы ХМАО устроили Андрею Мартиросову "разбор полетов". К примеру, пожаловались гендиректору Utair на грязь в самолетах. Мартиросов же ответил, что с подобным никогда не сталкивался. Вот только летает ли гендиректор Utair на самолетах своей авиакомпании, в которых перемещаются обычные пассажиры?
Или Мартиросов только растрачивает средства на сомнительные инициативы?
Впрочем, грязь - далеко не главная проблема. В прошлом году, как писало The Moscow Post, с самолетами тюменской авиакомпании произошло 8 серьезных ЧП. Авиапарк у Utair старый, самому старшему Boeing в авиапарке компании - около 25 лет, при том, что средний возраст самолетов - 16 лет.
"Сургутнефтегаз" вылетает из управления?
В этом году авиаторы запустили новые рейсы в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО). При этом все расходы проспонсировали Росавиация и ХМАО. А вот "Сургутнефтегаз" почему-то скинуться на новые маршруты не пожелал. Тогда и появились слухи, что на самом деле "Сургутнефтегаз" подумывает избавиться от своего убыточного актива и "слить" Utair крупнейшим кредиторам – Сбербанку и ВТБ.
Недавно в правительстве ХМАО заявляли, что вариант с банкротством авиакомпании совершенно неприемлем, поскольку компания держит большой объем маршрутной сети, в том числе региональной. Кредиторам пришлось договариваться именно с властями региона?
Похоже, нефтяники все больше отдаляются от управления перевозчиком и передают бразды правления другим акционерам Utair. Этим летом бывший заместитель губернатора ХМАО Натальи Комаровой, а ныне депутат региональной думы Андрей Филатов возглавил наблюдательный совет компании, вытеснив из кресла представителя "Сургутнефтегаза" Руслана Габдулхакова.
Говорят, именно Габдулхаков отчасти в ответе за дефолтное положение дел авиакомпании - руководству "Сургутнефтегаза" он постоянно докладывал исключительно позитивные новости, а нефтяники доверяли гендиректору и его команде. Однако, все мы знаем, к чему это привело.
Решение акционеры приняли в пользу властей ХМАО, представитель которых теперь в праве влиять на решения компании. По слухам, в скором времени будет поставлен вопрос о смене всей команды управленцев в Utair, в том числе - Андрея Мартиросова.
Похоже, нефтяники во главе с Мартиросовым разорили авиакомпанию, и теперь "Сургутнефтегазу" придется идти на уступки партнерам. Поговаривают, в ближайшем будущем акции "Сургутнефтегаза" будут проданы другим акционерам, поскольку нефтяники показали свою несостоятельность в управлении компании.
А что же "заоблачные" долги, заработанные выходцами из нефтяной отрасли? Если со Сбербанком удалось договориться, то как быть с остальными? Долги лягут на плечи следующим владельцам? Все же, наверное, следует "Сургутнефтегазу" самостоятельно разрешить вопрос с долговой ямой. Несмотря на то, что до этого времени получалось только опустошать "казну" авиакомпании.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости