"Паромные" контракты "топит" Олерский?
Как передает корреспондент УтроNews, Невский судостроительный завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) задержит сдачу первого в России парома на сжиженном газе на полгода. Концепт проекта в свое время обсуждался еще при Викторе Олерском, который возглавлял Росморречфлот.
Напомним, в его правление было возбуждено одно громких уголовных дел по хищению средств во время строительства международного морского порта в Калининградской области. В рамках его более 7,5 миллиардов рублей куда-то уплыли, оставив после себя только банкрота ООО "Больверк". В целом, при Олерском крутились многомиллиардные контракты, которые часто получали критику по срокам исполнения. Кажется, и нынешний паром не избежал этой участи.
Автомобильно-железнодорожный паром на СПГ "Маршал Рокоссовский" для линии Усть-Луга - Балтийск будет сдан предположительно в начале июня 2021 года. Как сообщает издание "Коммерсант" со ссылкой на собственные источники причиной отклонения от графиков стал срыв сроков поставок оборудования из-за ограничительных мер в период пандемии коронавируса. С другой стороны, под Covid стали списывать все на свете, может причины лежат глубже?
Контракт на строительство парома был заключен в 2018 году, хотя обсуждение его началось аж в 2017 году. Подряд за 5 млрд рублей взял Невский судостроительный завод. Согласно условиям, он должен был передать судно заказчику - ФГУП "Росморпорт" — не позднее 15 ноября 2020 года. Субподрядчиком по строительству паромов стала турецкая верфь Kyzey Star Shipyard в Тузле (Стамбул). Она была выбрана потому, что обеспечивала более низкую стоимость работ, в отличие от российский верфей. В рамках данного контракта также предполагается параллельное строительство второго парома. Их общий объем вместимости должен составить около 2 млн тонн ежегодно.
При Викторе Олерском сумма контракта на строительство паромом на сжиженном газе называлась в 14,1 млрд рублей
Ниточки ведут
Еще при заключении контрактов, источники "Коммерсанта" предполагали, что сроки будут затянуты. Да и в целом денежных вливаний должно было быть гораздо больше. При Олерском обсуждалось строительство не двух, а трех суден. А в рамках обеспечения называлась сумма в 14,1 млрд рублей.
Да и в целом его планировалось реализовать на условиях государственно-частного партнерства. Собственником паромов должен был выступить Росморречфлот, концессионером - Балтийская паромная компания, учрежденная "Пола Менеджментом" (75%) и ОАО РЖД. Из бюджета выделялось 5,1 млрд рублей, а 9 млрд в качестве кредита готов был дать "Газпромбанк". Больше вливаний денег через различные дружественные структуры – это, кажется, подчерк Олерского.
Придя на этот пост в 2016 году, он способствовал развитию десятков проектов частных и подконтрольных государству компаний, на софинансирование которых из бюджета были выделены сотни миллиардов рублей. Кроме того, было много критики в его адрес у надзорных органов по качеству и срокам исполнения этих контрактов подрядчиками, такую характеристику давал "Деловой Петербург", собрав все знатные проекты Олерского.
Виктор Олерский обладал большим размахом по выделению средств на госконтракты
Одна из самых громкий историй – уголовное дело самарского ООО "Больверк", занимавшегося строительством международного морского порта в Калининградской области стоимостью 7,4 млрд руб. Многомиллиардный контракт с "Больверком" расторгли из-за нарушения сроков.
Позже возникло уголовное дело, в рамках которого были задержаны гендиректор компании Сергей Шипицин, его заместитель Евгений Фрид, бывший гендиректор компании Сергей Петрухин. Их заподозрили в мошенничестве на 1,6 млрд рублей. По версии следствия, деньги перекочевали на счета фирм-однодневок. Возможную схему вывода рассматривал The Moscow Post.
Примечательно, что именно экс -замминистра транспорта "продавливал" компанию к миллиардному тендеру, расписывая заслуги "Больверка". Да и на открытии проекта "Пионерского" он как раз присутствовал.
Предприятие позднее признали банкротом. Сейчас в реестре кредиторов ООО "Больверк" числится порядка 20 компаний, общая задолженность перед которыми превышает 2,5 млрд рублей. При этом крупнейшим из них на данный момент является банк "Возрождение" с требованиями на сумму около 2 млрд рублей, сообщало издание "Волга News".
У силовиков появились вопросы к подчиненным экс-главы сразу после его ухода с поста. Например, в декабре 2018 года в Санкт-Петербурге гремели обыски у руководителя ФБУ "Морспасслужба Росморечфлота" Андрея Хаустова по делу о хищениях. Во время обысков у него было изъято более 60 млн рублей в российской и иностранной валюте, а также коллекция золотых монет. В июне этого года ему предъявили обвинении в мошенничестве в особо крупном размере, сообщал PASMI.
Зависания во времени
Сейчас у бывшего зама и рыбоперерабатывающий заводик в Мурманске строится, и дела в "Русской рыбопромышленной компании" лихо идут. Занимается Олерский не только рыбой, но и строительством ледоколов, пароходов и круизных лайнеров. Но не изменяет своей стратегии.
Вот, например, компания "ВодоходЪ", председателем совета директоров выступает Олерский, никак не дождется сдачи пассажирского теплохода проекта PV300 "Мустай Карим". Должны были сдать к июлю этого года, но опять сроки перенесли. Причины назывались разные от коронавируса до доработок в эстетическом виде.
"Есть некие задержки, они больше носят эстетический характер, потому что хочется получить красивый пароход - некрасивый пароход никому не нужен", - цитирует слова "ПортНьюс" Виктора Олерского.
А Интерфакс сообщал, что все сдача объекта будет в августе. Но пока тишина.
К слову, о "Водоходе". Как писал уже УтроNews, основными заказчиками Общества являются структуры, подшефные Минобрнауки. Например, согласно данным Руспрофайла университет имени Лобачевского в Нижнем Новгороде заключил с компанией шесть госконтрактов почти на 22 млн рублей. Второй по величине заказчик Водохода — федеральный Институт прикладной физики российской академии наук. Сумма его семи контрактов с компанией Олерского — более 12 млн рублей.
В марте появилась информация, что Минобрнауки разработало концепцию создания в России единого оператора в сфере строительства, содержания и использования научно-исследовательских судов (ЕНО). Не исключено, что главный претендент структура Олерского. Тут уже попахивает своеобразной водной империей?
Виктор Олерский продолжает напоминать о себе даже после ухода с главных постов водяной артерии. Правда истории все также связаны с большими финансовыми вливаниями от госконтрактов и затяжными сроками реализации.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости