Почему Индия?
Запад внимательно и ревностно следит за предстоящим 8-9 июля визитом премьер-министра Индии Нарендры Моди в Россию. «Ревнуют - значит, внимательно отслеживают. Внимательно отслеживают - значит, придают большое значение.
И здесь они не ошибаются, есть чему придавать большое значение», - сказал представитель Кремля, отвечая на вопрос об отношении западных политиков к визиту Моди в Россию. Подробности в материале корреспондента УтроNews.
Визиты президента России Владимира Путина в Китай, КНДР и Вьетнам, успешный саммит ШОС и двусторонние встречи Путина в Астане будут более, чем органично дополнены визитом Моди в Россию. Этот первый двусторонний государственный визит индийского премьера должен укрепить фундамент в двусторонних отношениях и объединении ШОС, а также помочь подготовить октябрьский саммит БРИКС в Казани.
Кто бы мог предположить, что планы США и ЕвроНАТОсоюза изолировать Россию оказались своеобразным катализатором для строительства новых отношений на Евразийском пространстве? Индия – одно из ключевых направлений российской политики в условиях санкционной войны, объявленной Западом.
Взаимная стратегическая поддержка
Агентство Bloomberg отметило, что после официального вступления в должность индийский премьер отошел от традиции первым делом посещать страны Южной Азии. Моди на этот раз приезжает в Россию. Он пропустил саммит ШОС в Астане в связи сессией парламента нового созыва, на которой Моди принес присягу и вступил в должность главы правительства после переизбрания на третий срок.
Министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар, возглавивший делегацию Индии на саммите ШОС, подтвердил приверженность программе SECURE. Это означает: безопасность граждан, экономическое развитие, региональные связи, единство, уважение государственного суверенитета и целостности, а также защиту окружающей среды.
Джайшанкар после встречи в декабре 2023 года с главой МИД РФ Сергеем Лавровым назвал отношения «особого привилегированного и стратегического партнерства» с Россией единственной «константой» в международных делах Индии. «Встреча Моди и Путина на следующей неделе в Москве символизирует нечто большее, чем просто двусторонние переговоры. Она представляет собой кульминацию десятилетий доверия, стратегического сотрудничества и общих интересов», - отметила газета South China Morning Post накануне визита Моди.
Близость политических взглядов и взаимная дипломатическая поддержка, вопросы обороны и энергетики образуют ядро российско-индийских двусторонних отношений. Москва еще во времена Советского Союза ограждала Индию от обвинительных резолюций Совбеза ООН в условиях кризисов в отношениях с Пакистаном. Россия для Индии проверенный и крупнейший поставщик оружия, обеспечивающий до половины его импорта. Оборонное партнерство привело к глубокому технологическому сотрудничеству.
Экономическое взаимодействие
«На дружественные России страны... приходится более трех четвертей нашего товарооборота», — заявил Путин на пленарной сессии недавнего Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Россия, несмотря на санкции Запада, остается ключевым участником мировой торговли и развивает географию сотрудничества.
Индия воздерживается от голосования в ООН, осуждающего действия России на Украине, и значительно увеличила закупки российской нефти после начала конфликта. Объем двусторонней торговли в условиях антироссийских санкций многократно вырос и превысил 50 млрд долларов. Индия — ключевой импортер необработанных алмазов из России.
По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), ВВП Индии в 2025 году может превзойти по объему ВВП Японии. В 2014 году страна занимала по этому показателю 10-е место в мире. В 2026 году может стать четвертой экономикой мира с темпами роста, превышающими 7% в год.
Некоторые транснациональные корпорации рассматривают Индию, как альтернативу для долгосрочных капиталовложений, как большой и растущий рынок. Россия, таким образом, развивает экономические связи с крупнейшей экономикой Азии, где пока только около 35% населения живет в городах. Более 40% индийцев живут за чертой бедности, определенной Всемирным банком (менее 2 долларов в день).
Высокая зависимость индийской экономики от угольной генерации, импортной нефти и природного газа повышают перспективы России, как поставщика СПГ и технологий строительства АЭС новых поколений. По итогам первых четырех месяцев этого года двусторонний товарооборот вырос на 10%, достигнув рекордных 23,1 млрд долларов. Россия на этом временном отрезке была вторым по объемам поставщиком товаров, уступая Китаю (32,6 млрд долларов). Импорт РФ из Индии вырос на 21%, до 1,6 млрд долларов. Россия в списке импортеров поднялась с 33-го на 29-е место. В число пяти ведущих покупателей продукции индийских компаний входят США, ОАЭ, Нидерланды, Сингапур и Китай.
Отвечая интересам мировой экономики
Международный транспортный коридор «Север-Юг» протяженностью 7,2 тыс. км пройдет от Санкт-Петербурга до портов на юге Ирана, связанных с индийским портом Мумбаи. Этот сухопутно-судоходный маршрут обойдет Европу и будет в два раза короче по сравнению с существующим через Средиземное море и Суэцкий канал. Объемы торговли должны будут вырасти с учетом этих новых транспортных возможностей и гармонии в политических отношениях.
«Развитие этого коридора отвечает интересам мировой экономики», -- отметил Джайшанкар. «Учитывая то, что происходит в регионе Красного моря, [коридор] Север-Юг приобретет глобальное значение», — заявил вице-премьер Алексей Оверчук. В ноябре 2023 года высокопоставленный иранский дипломат посетил Индию, чтобы обсудить развитие порта Чабахар на юге Ирана. Порт соединит Индию с инфраструктурой коридора «Север-Юг».
Планы по развитию этого транспортного коридора были впервые обнародованы Россией, Ираном и Индией еще в 2002 году. Кризис на Украине и последовавшие санкции ускорили реализацию проекта. Основной западный маршрут пролегает через Азербайджан. Центральный маршрут проходит через Каспийское море, восточный - по восточному берегу Каспийского моря.
По данным правительства Азербайджана, объемы перевозки грузов по железной дороге в 2023 году выросли на 30%, автомобильные перевозки увеличились на 35% до 1,3 млн тонн. Общий объем грузопотока только по «западной» части этого коридора может достигнуть 30 млн тонн в год.
Российские экспортеры природного газа тоже выигрывают. Министерство нефти Ирана заявило, что будет импортировать 9 млн кубометров российского газа в сутки через Азербайджан. Москва и Тегеран также подписали соглашение по строительству железной дороги на севере Ирана. Там уже идут строительные работы и 560 км новых путей должны быть открыты для эксплуатации в этом году. Завершение этих проектов расширит железнодорожную сеть Ирана на 20%.
По словам индийских дипломатов, это направление сотрудничества открывает для Индии возможность играть важную роль в качестве партнера в области торговли, инвестиций и политического влияния не только в России, но и на Кавказе. Это откроет возможность для торговли со странами Центральной Азии и Афганистаном, будет альтернативой транспортному маршруту из Китая в пакистанский порт Гвадар, что предусмотрено программой «Один пояс, один путь». «Мы считаем, что эксплуатация порта [Чабахар] принесет пользу всему региону», — заявил Джайшанкар
На стыке цивилизаций
Определенное политическое волнение и чувство ревности можно объяснить тем, что Запад мечтает инкорпорировать Индию в свою стратегическую орбиту, усилив этим западную коалицию, противостоящую России и Китаю. Индия уже является членом «квадрата» безопасности QUAD с США, Австралией и Японией, и, в определенном смысле, соперничает с Китаем.
Джайшанкар назвал связи Нью-Дели с Вашингтоном «силой стабильности» в Индо-Тихоокеанском регионе, похвалив при этом «исключительно устойчивые» отношения с Москвой. Что касается вторжения России в Украину он заявил, что Индия «не колеблясь будет вносить вклад в усилия по диалогу и миру».
«Хороший сосед не занимается терроризмом», - добавил министр. В 2020 году он изложил свои взгляды на современные международные отношения в своей книге «Путь Индии: стратегии для неопределенного мира»: «Смутные времена, в которые мы сейчас живем, далеки от успокаивающих мантр глобализации, которые мы слышали всего несколько лет назад. Поляризация пронизывает наш мир», — написал он.
«Мы все говорили о глобальной деревне и видели, как глобализация реализуется различными практическими способами. Технологии были великим обещанием, которое, как мы могли видеть, делало нас более связанными с каждым днем. Решение по умолчанию любой значительной проблемы — будь то содействие торговле, борьба с изменением климата или терроризмом — заключалось в совместных усилиях. Однако все это начало меняться», - заметил индийский дипломат еще до начала СВО и резкого обострения противостояния по линии Россия-Запад.
Он утверждал в ответ на вопросы партнеров Индии «с другой стороны улицы», что импорт российской нефти - это «просто выбор лучшего варианта на рынке для удовлетворения потребностей индийского потребителя, ответ в ситуации, когда все остальные преследуют свои политические и энергетические интересы без каких-либо ограничений».
Индия исторически была независимо мыслящим государством, напомнил Джайшанкар. Среднесрочная цель страны состоит в том, чтобы стать одной из ведущих держав. Опора на наследие и традиции будет усиливаться по мере экономического укрепления Индии. Страна будет открытой к сотрудничеству, конструктивной и демократичной, чуткой и вносящей вклад в те форматы, в которых она сотрудничает с другими странами. «Наша история также сформирует наше будущее, и это история принятия мира», - считает министр.
Задуматься над дефицитом доверия
Как все это смотрится со стороны? Например, в «главном» для политологов американском журнале Foreign Policy появились рекомендации Вашингтону «задуматься над серьезным дефицитом доверия к его лидерству и американскому превосходству как таковому».
Данная публикация посвящена планам Малайзии и Таиланда подать заявку на вступление в БРИКС. Министр иностранных дел Малайзии упомянул преимущества этого шага для интересов страны, назвал БРИКС платформой для выражения своей позиции в международных вопросах. Министр иностранных дел Таиланда говорил о «более активной роли в сотрудничестве по оси Юг – Юг», также о возможности «отстаивать свои интересы».
Определяя свое отношение к БРИКС, эти государства Юго-Восточной Азии не обязательно должны «равняться» на Москву или Пекин. Для них и других стран из состава АСЕАН главным притягательным фактором и авторитетом в БРИКС может быть Индия. В этом, возможно, и заключается притягательная сила объединения. А визит Нарендра Моди в Россию должен повысить шансы на успех предстоящего саммита БРИКС в Казани.
Кроме всего прочего, относящегося к двусторонним отношениям «особого привилегированного и стратегического партнерства».
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости