Портовые страсти губернатора Лимаренко
Как стало известно корреспонденту УтроNews, Сахалинская транспортная прокуратура добивается изменений пропускного режима, введенного ПАО "Холмский морской торговый порт" (ХМТП).
Холмский торговый порт - крупнейший на Сахалине, он носит стратегический характер для острова и всей страны. Ежегодно через порт проходит 2-2,5 млн тонн груза. В основном через порт возится уголь, цемент, пиломатериалы, рыбная продукция, трубы, нефтегазовое оборудование. В последний год за него развернулась настоящая война.
На разных сторонах баррикад могли оказаться интересы первого заместителя руководителя Администрации Президента Сергея Кириенко и влиятельного секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева.
Именно Сергей Кириенко, по слухам, стоит на новым губернатором Сахалина Виталием Лимаренко, пришедшим на смену Олегу Кожемяко в конце 2018 года. Лимаренко долгое время трудился в структурах "Росатома" - госкорпорации, которая по сведениям инсайдеров все еще остаётся в центре интересов Кириенко.
С чего началось противостояние?
Незадолго до прихода Лимаренко на Сахалин у Холмского торгового порта сменился состав собственников. Мажоритарными акционерами стала московская нефтяная компания АО "Петросах" (22,9%), ЗАО "Липецкая водочная компания" (11,72%) и предприниматель Юрий Фрейдис (20,11%), сообщал "Интерфакс".
Последний еще в 2013 году мог быть замешан в коррупционном скандале с незаконным оформлением разрешительных документов на незаконные постройки в Москве. Об этом писало издание The Moscow Post.
Достоверных сведений о том, как стратегический порт вообще мог более чем наполовину попасть в частные руки, в открытом доступе найти не удалось. По некоторым сведениям, государству все еще принадлежит крупный пакет акций предприятия, однако контрольного пакета оно уже не имеет.
Сразу после прихода к управлению портом новая группа собственников стала устанавливать свои порядки. Менее чем через год, 28 июня 2019 года там был избран новый состав совета директоров, председателем которого стал Рашид Нургалиев – сын бывшего министра МВД РФ. Последний является заместителем Николая Патрушева в Совбезе.
В состав совета вошел еще один интересный персонаж - Николай Землянухин, который ныне является директором порта. Землянухин - полный тёзка печально известного промышленника из Рязанской области, которого в 2015 году признали виновным в мошенничестве. Об этом писала "Комсомольская Правда".
Холмский порт – одна из главных гаваней Сахалина
Есть версия, что именно новые собственники порта, за которым с большой вероятностью стоит Николай Патрушев, пролоббировали на пост мэра Холмска местного политика Алексея Летечина.
Он возглавил город 20 декабря 2018 года - якобы под гарантии, что не будет чинить препятствий планам бенефициаров главной торговой гавани Сахалина.
Однако на посту мэра Летечин проработал менее года, так как 10 декабря 2019 года был вынужден уйти в отставку. Случилось это после того, как губернатор Лимаренко признал его работу неудовлетворительной, подверг его настоящей обструкции. Тогда в городе говорили, что Лимаренко буквально выдавил Летечина из мэрского кресла.
Согласно одной из версий, случилось это потому, что Лимаренко получил установку получить контроль над портом, для чего ему нужно было поставить во главе Холмска своего человека.
Интересов у "Росатома" на Сахалине более, чем достаточно. Госкорпорацию называют одним из самых вероятных потенциальных инвесторов острова с возможным пакетом в более, чем 50 млрд рублей. Об этом писало издание "Сахалин Инфо".
Именно с ухода Летечина с мэрского поста, как представляется, началась острая фаза противостояния за Холмский торговый порт. В том же декабре руководство предприятия объявило о серьёзном поднятии тарифов на проезд по территории объекта.
Сразу после новогодних праздников портовики и вовсе перекрыли выезд из порта, перегородив её бетонными блоками, а сотрудникам работающих там компаний перестали выдавать постоянные пропуска - только разовые.
По словам инсайдеров, это могло было сделано для того, чтобы склонить руководство Сахалина к возвращению Летечина в мэрское кресло, который якобы выступал гарантом неких договорённостей между собственниками порта и городскими службами.
Экс-мэр Холмска Алексей Летечин оказался разменной монетой в борьбе за порт?
Удивительно, но уходу Летечина яростно воспротивились и местные парламентарии - нечастый случай в российской практике. Инсайдеры опять же объясняют это некими договорённостями, которые якобы были достигнуты заранее. А Лимаренко выступил для них кем-то вроде слона в посудной лавке - пришёл и всё разрушил.
О том, что с иным другим мэром "холмским воротилам" будет сложней иметь дело, говорит, в частности, политолог Даниил Ермилов. Его слова цитирует "ФедералПресс".
К ситуации тут же подключили самые разные контрольно-надзорные органы, включая прокуратуру и УФАС. Сегодня стоимость проезда там опустили на уровень прошлого года, но конфликт явно не закончен.
Всё это похоже на то, что Лимаренко действительно пытается подмять порт под себя, и явно не только по своей инициативе. Тем не менее, в этом случае легко можно предположить и наличие его собственных коммерческих интересов в этом противостоянии.
Одновременно и сложней, и прозаичней выглядит ситуация со стороны бенефициаров ХМТП. Как уже упоминалось, многие фигуры из нового руководства и совета директоров - явно не святые люди. Есть версия, согласно которой порт могут прицельно банкротить, чтобы вывести его активы в зарубежную юрисдикцию.
Нельзя сказать, что ХМТП был успешным ранее: он в минусах с 2016 года. Однако есть все основания полагать, что с приходом новых собственников этот процесс ускорился. Две недели назад, 17 апреля, в Арбитражный суд Сахалинской области поступил иск о банкротстве ХМТП.
Инициатором которого стал Ейский портовый элеватор, которому порт задолжал 12,2 млн рублей. Не сильно большая сумма. Поэтому эксперты полагают, что к подаче иска компанию могла подтолкнуть третья сила.
По итогам 2018 года порт принёс убыток в размере 94 млн рублей. При этом балансовая стоимость активов оказалась также минусовой - минус 168 млн рублей. Отметим, что эта финансовая отчётность должна была формироваться в апреле 2019 года, то есть когда в руководство портом пришли уже новые люди.
Кроме того, на рынке не исключают и того, что финансовые показатели могут сознательно искажаться, причём давно - с целью дальнейшей приватизации предприятия. Как один из крупнейших портов, через который проходит такое количество грузов, может работать в убыток?
Кто стоит за "Петросахом"?
Средства могут выводиться на ряд зарубежных офшоров. Один из них ООО "Нимир Петролеум Петросах Лимитед", зарегистрированный на Кипре. Именно он является учредителем АО "Петросах". Ранее АО "Петросах" было дочерней структурой ныне ликвидированной компании Urals Energy.
По некоторым сведениям, одним из конечных бенефициаров компании может быть её генеральный директор - скандальный банкир Сергей Кононов. За ним, в свою очередь, может стоять бывший владелец Urals Energy Леонид Дьяченко, бывший зять экс-президента РФ Бориса Ельцина, член т.н. ельцинской семьи.
Ранее Сергей Кононов был руководителем "Транснационального банка". В 2015 году это учреждение было лишено лицензии Центробанком. Согласно сведениям, опубликованным на портале "Банки.ру", кредитная организация под руководством Кононова предоставляла недостоверные отчётные данные о ситуации в банке, скрывая его реальное финансовое положение.
Кроме того, банк проводил высокрискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. Из него могли выводится миллиарды рублей.
По некоторым сведениям, порядка 12 млрд - именно на такую сумму "Агентство по страхованию вкладов" подало иск о привлечении к субсидиарной ответственности контролировавших банк лиц.
При этом уже упомянутый сын заместителя Патрушева в Совбезе РФ Рашид Нургалиев ранее мог входить в число акционеров "Камчаткомагропромбанка", у которого в начале этого года отозвали лицензию.
Как пишет "Коммерсант", "Камчаткомагропромбанк" кредитовал бизнес семьи Кононовых, а в число его акционеров с долей порядка 10% входил и Леонид Дьяченко.
Согласно сведениям, опубликованным на портале "Банки.ру", в деятельности ПАО "Камчаткомагропромбанк" прослеживались признаки недобросовестных действий руководства по выводу ликвидных активов с ущербом для интересов кредиторов и вкладчиков.
Учитывая это, вряд ли кто-то удивится, если из Холмского морского торгового порта тоже выводятся средства. Точно также не стоит удивляться и в случае, если реально предприятие является прибыльным, а весь сыр-бор затеян, чтобы закрепить над ним контроль или официально перепродать людям, в чьих интересах могут действовать новые собственники.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости