Ради чего создавалась ООН?
«Возврат к пониманию того, ради чего создавалась Организация Объединённых Наций, и следование принципам, которые изложены в уставных документах, – это самое главное», - заявил Президент РФ Владимир Путин, открывая пресс-конференцию по итогам переговоров с президентом Исламской Республики Иран Масудом Пезешкианом.
«Нужно вернуться к истокам создания Организации и исходить из того, что и малые, и большие страны – все равны. У них есть равные права, и нужно к этому относиться должным образом, с уважением», сказал российский лидер.
Путин в ходе совместной пресс-конференции, сказал, что связи между Россией и Ираном «являются масштабными и взаимовыгодными, и мы едины в том, чтобы не останавливаться на достигнутом и вывести отношения на качественно новый уровень. Именно в этом смысл подписанного межгосударственного Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве», заявил российский лидер.
Подтверждая роль ООН в современном мире и давая оценку отношениям России с Ираном, Путин как-бы косвенно напомнил избранному президенту США Дональду Трампу о вопросах, которые могли бы войти в повестку дня возможных двусторонних переговоров, сообщает корреспондент УтроNews.
В частности, взвесить, как решать проблемы Ближнего Востока, наметить выход из конфликта на украинском направлении, решать эти вопросы исходя из положений Устава ООН.
Искать приемлемые решения
На пресс-конференции Путин вспомнил, почему советского министра иностранных дел Андрея Громыко называли «мистер нет».
В те времена сложно было согласовывать международные вопросы, да еще и в условиях холодной войны, объяснил он. Но, как подчеркнул глава государства, ООН и создавалась в свое время для того, «чтобы искать приемлемые решения, а неприемлемые не реализовывать в жизнь в одностороннем порядке».
«Кому-то в какой-то момент показалось, что можно все решать в одностороннем порядке и подчинить себе саму Организацию Объединенных Наций, а если она не подчиняется, то объявить ее ненужной, а потом, когда возникла необходимость, вспоминать о том, какие принципы заложены в Уставе ООН», - констатировал Путин.
Говоря о украинском конфликте, Президент России сказал, что «мы исходим из приоритета международного права, из того, что в основе его лежит Устав Организации Объединённых Наций. И всё, что касается выстраивания отношений, то эти отношения на международной арене должны строиться на принципах Устава ООН с соблюдением интересов всех участников международного общения и невмешательства во внутренние дела. Это принципиальные вещи, которых мы придерживаемся».
Брифинг Марии Захаровой
Так совпало, что накануне пресс-конференции Путина и президента Ирана Пезешкиана прошел брифинг официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, в ходе которого один из вопросов по теме ООН задал корреспондент издания The Moscow Post.
Вопрос: «Восемьдесят лет, как вступил в силу Устав ООН после того, как в октябре 1945 года свою ратификационную грамоту сдал Советский Союз. Как Вы можете оценить роль этой организации в обеспечении интересов безопасности России в послевоенный период?»
Ответ: На эту тему подробно говорил Министр иностранных дел России С.В. Лавров на пресс-конференции 14 января 2025 года. Но учитывая, что Вы задали этот вопрос, то обязательно опубликуем дополнительный комментарий.
В ожидании комментария к вопросу «роли ООН в обеспечении интересов безопасности России», можно предположить, что право сказать «нет» стало одним из главных барьеров на пути США и их западных партнеров к тому, чтобы «все решать в одностороннем порядке и подчинить себе саму Организацию Объединенных Наций».
Право сказать: «Нет»
Конференция Объединенных Наций, которая должна была заняться подготовкой Устава ООН, была созвана в апреле 1945 года. Спустя два месяца Устав подписали представители 50 стран, в силу он вступил 24 октября 1945 года, именно этот день считается датой создания ООН.
Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание мира и международной безопасности. Именно от этого органа зависит, будет ли то или иное событие признано несущим угрозу миру. Решения. принятые СБ ООН, обязательны для всех членов Всемирной организации. Решения в Совбезе принимаются большинством в 9 голосов, если никто из постоянных членов (Россия, США, Китай, Великобритания и Франция) не воспользуется правом вето. Только они имеют возможность сказать: «Нет».
По состоянию на июль 2024 года постоянные члены Совбеза применяли право вето 321 раз. С 1946 по 2024 год больше всего к нему прибегали СССР/Российская Федерация (158), США (92), Великобритания (32), Китай (21) и Франция (18).
По состоянию на июль 2015 года по данным сайта ООН, с 1946 года в ходе открытых заседаний постоянные члены СБ использовали право вето 237 раз, чаще всего при рассмотрении положения на Ближнем Востоке и на Юге Африки, 41 раз - чтобы не допустить принятия в ООН новых членов и примерно столько же раз, чтобы блокировать назначение нового генерального секретаря ООН.
«Что касается идей об ограничении или отмены права вето в СБ ООН, то они звучат не впервые, - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. - Они не имеют серьезной перспективы. Право вето закреплено без каких-либо условий в Уставе ООН, и уважать это обязаны все, кто его ратифицировал», сказал министр.
Советский Союз активно пользовался правом вето до начала 1970-х годов. Так, в 1946-1970 годах СССР заблокировал 80 резолюций, а другие страны три. Всего СССР и Россия прибегали к вето 103 раза, США - 79 раз, Великобритания - 29, Франция - 16, Китай воспользовался этим правом 9 раз.
С 1991 года, когда Россия стала правопреемницей СССР, она воспользовалась правом вето (вплоть до 2015 года) 13 раз. США за это время заблокировали 14 резолюций, почти все они касались ситуации на Ближнем Востоке. Китай с 1991 года использовал право вето семь раз, включая шесть из них совместно с Россией.
Устав ООН сложный инструмент
То, ради чего создавалась ООН изложено в уставных документах. «Конечно, это сложный инструмент», - заметил российский лидер по поводу Устава ООН.
Этот документ был разработан союзниками по антигитлеровской коалиции и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. 24 октября того же года он вступил в силу. Устав состоит из преамбулы и 111 статей, разделенных на 19 глав.
В 1950 году резолюция Генассамблеи 377 (V) «Единство в пользу мира» утвердила альтернативный механизм на случай неспособности СБ ООН выполнять свои функции из-за разногласий постоянных членов: она предусматривает возможность созыва чрезвычайной специальной сессии Генассамблеи для рассмотрения вопроса и принятия решения. За все время действия она использовалась всего 11 раз.
ООН задумывалась как площадка, на которой разные страны смогут мирно решать возникающие споры, тем самым предотвращая новые войны. Цели ООН прописаны в Уставе организации, в его первой статье. Она требует от участников поддерживать мир и безопасность. Для этого могут принимать «эффективные коллективные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру.
ООН нужна сегодня как организация, где страны могут высказывать свои соображения и искать общие позиции по главным вопросам, заявил недавно замглавы МИД РФ Сергей Вершинин.
Первая статья призывает развивать дружественные отношения между нациями, сотрудничать ради решения различных проблем, уважать права человека и основные свободы. При этом сама ООН ставит перед собой задачу быть тем центром, где должны согласовываться действия всех стран на пути достижения поставленных целей.
Ялтинско-Потсдамская система
«О ней сейчас многие, в том числе и наши политологи, говорят, как об ушедшей эпохе. Не совсем соглашусь с такой оценкой. Международно-правовой смысл Ялтинско-Потсдамской системы не требует никакого «ремонта», – это Устав ООН», напомнил министр иностранных дел Лавров, выступая по итогам деятельности российской дипломатии в 2024 году.
Ялтинско-Потсдамская система изначально обсуждалась, замышлялась и создавалась путем написания Устава ООН державами, воевавшими против нацизма – СССР, США, Соединенным Королевством. Когда основные фундаментальные принципы послевоенного мироустройства были согласованы, подключились французы.
Затем, после революции в Китае, Китайская Народная Республика через какое-то время тоже стала постоянным членом Совета Безопасности ООН. Устав Организации, глубоко убежден, не нуждается ни в каких улучшениях в том, что касается принципов.
Принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства государств, обеспечения территориальной целостности тех государств, чьи правительства ведут себя прилично, уважают права всех наций, населяющих данную страну, и в силу этого представляют все население, проживающее на их территории. Этого нельзя сказать о нацистском режиме в Киеве, пришедшем к власти в результате госпереворота 11 лет назад. Он не представлял ни крымчан, ни жителей Донбасса, ни народ Новороссии с первой секунды, сказал Лавров.
Глава МИД РФ выразил уверенность, что положения о Совете Безопасности ООН (статьи 23-32 Устава ООН) не нуждаются в улучшениях в том, что касается принципов равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства государств, обеспечения территориальной целостности тех стран, чьи правительства уважают права всех наций, однако реформа необходима.
«Что касается реформы Совета Безопасности, она нужна, потому что те страны, которые несут особую ответственность и в мировой экономике, и в мировых финансах, и соответственно в мировой политике, мировых военных раскладах, конечно, далеко не все представлены в Совете Безопасности ООН», – подчеркнул министр, отметив, что Индия, Бразилия и страны Африки давно заслужили «постоянную прописку» в составе Совбеза ООН.
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости