"Ударить" по Пивкину
Лишится ли Иван Пивкин – глава минтранспорта Самарской области должности в связи с уголовными делами в его ведомстве?
Как сообщает корреспондент УтроNews, в отношении руководства министерства транспорта Самарской области было возбуждено уголовное дело по статье "халатность". Зададут силовики ли самому министру Ивану Пивкину неудобные вопросы, учитывая, что он является самым критикуемым чиновников области.
Главным фигурантом дела якобы стал заместитель министра транспорта региона — руководитель департамента автодорог Андрей Спиридонов, заявил депутат Госдумы Александр Хинштейн.
Более того, профессия двух членов семьи заместителя министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Андрея Спиридонова оказалась связана с дорожной сферой. Конфликт интересов обнаружила региональная прокуратура.
Речь о зяте Спиридонова, который работал ранее в ГКП СО "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (АСАДО), и племяннике его супруги, который в настоящее время трудится в ГКУ СО "Управление дорог".
Прокуратура обнаружила, что с ноября 2018 по июль текущего года зять Спиридонова был в АСАДО замглавы отдела по закупкам и материально-техническому обеспечению и секретарем единой закупочной комиссии. Также племянник жены заместителя министра транспорта и автодорог Самарской области с сентября 2019 года до настоящего времени возглавляет управление диагностики дорог в ГКУ СО "Управление дорог".
Андрей Спиридонов не сообщил своему работодателю о возможном возникновении конфликта интересов и не воспрепятствовал ему. Одновременно с этим он на 62,6 тыс. руб. занизил в декларации о доходах заработок своей жены за минувший год. Об этом пишет "Коммерсант".
Впрочем, наблюдатели ожидают и вопросов к самому начальнику Спиридонова Ивану Пивкину – фигуранту многих громких скандалов.
Иван Пивкин - уроженец Мордовии, министерство транспорта Самарской области возглавил в 2012 году, когда губернатором стал его покровитель - Николай Меркушкин, экс-глава Республики Мордовия. За эти годы ведомство многократно критиковали, однако Пивкин сохранил должность даже при смене власти в 2018 году.
При этом за годы работы Пивкина к министерству транспорта Самарской области возникало немало вопросов.
Сейчас следователи выяснили, что с октября 2019 года 142 ученика школы Шигонского района не могли пользоваться школьными автобусами из-за разрушенных участков дорог. Трассы пришли в негодность после того, как по ним на протяжении нескольких лет большегрузы возили стройматериалы. Их подвоз осуществлялся по концессии, заключенной с одобрения областного минтранса, в итоге ущерб региональному бюджету был нанесен на 190 млн руб.
По данным следствия, в период с октября 2019 года должностные лица регионального минтранса ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по госпрограмме "Развитие транспортной системы".
Замминистра транспорта Самарской области — руководитель департамента автодорог Андрей Спиридонов якобы игнорировал жалобы глав и сигналы ГКП "Асадо" (Агентство по содержанию автодорог общего пользования Самарской области) об ухудшающемся состоянии дорог. Кроме того, Спиридонов не обеспечил их пунктами весового контроля для большегрузного автотранспорта и вообще самоустранился от выполнения функций госнадзора. Впрочем, прокуратура проводит следственные действия и не исключено появление новых подозреваемых.
Тень Азарова
Работой Пивкина был не совсем доволен врио губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, но после своего избрания в 2018 году сохранил человека Меркушкина на хлебной должности.
В новом составе правительства фигуру Ивана Пивкина мало кто ожидал увидеть. По мнению экспертов, кадровые решения в Самарской области зачастую принимаются за закрытыми дверями и не зависят от результатов работы конкретного человека.
Всерьез о его увольнении заговорили в 2018 – м, когда врио губернатора Дмитрий Азаров вынес ему выговор за организацию ремонта Красноглинского шоссе. Глава региона увидел в ремонте шоссе в воскресенье вечером "идиотизм или злой умысел". В ловах же губернатора наблюдатели увидели сигнал Ивану Пивкину готовится "на выход".
Однако Азаров, кажется, был не искренен в своем гневе, и Пивкин отделался легким испугом, поскольку никаких последствий окрики Азарова не произвели. Более того, Азаров сохранил Пивкина в должности. Наверное, не без труда нашли общий язык?
Между тем, в 2020 году Иван Пивкин стал первым чиновником в РФ – ответчиком по иску Сбербанка о привлечении к субсидиарной ответственности на правах контролирующего лица ООО "Волгоспецстрой". На проекте Кировского мостового перехода из Самары в степь Пивкин и компания потратили более 15 млрд. руб. ООО "Волгоспецстрой" - генподрядчик "Кировского моста" был в состоянии объективного банкротства, но Пивкин выпросил кредит Сбербанка и под поддельные поручительства перевел почти миллиард бюджетных денег на счет компании-банкрота, где они, похоже, и сгинули. Получился казус, в результате которого достраивать пришлось другому подрядчику, а движение по мосту открыли до его сдачи в эксплуатацию. За этот эпизод Пивкин стал первым чиновником, которого требуют привлечь к субсидиарной ответственности на 670 млн. рублей, которые потерял Сбер, отмечал "Московский монитор".
Распилить полпути
Скандальную славу Пивкин приобрел также из-за некачественного ремонта крупнейших автодорог региона. Например, после так называемого ремонта Красноглинского шоссе чиновнику объявили выговор. Не соответствовало требуемым нормам после реконструкции и Московское шоссе. Чудовищные колеи образовались вскоре после капитального ремонта к чемпионату мира по футболу, который обошелся более чем в 9 млрд.руб.
У местных депутатов не раз возникали вопросы к работе Пивкина. Например, обсуждалась развязка на пересечении Демократической и Ташкентской улиц, после строительства которой был перекрыт проезд к детскому лагерю "Костер" и протезно-ортопедическому предприятию.
Несмотря на жесткую и регулярную критику, Иван Пивкин сохранил свою должность после избрания губернатором Дмитрия Азарова. Столь противоречивые кадровые решения Азарова могут объясняться неординарной ситуацией.
Считается, что кадровая политика Самарской области не всегда зависит от результатов деятельности конкретного министра, и, скорее всего, определяется является подковерной борьбой представителей большой политики и крупного капитала. Не исключено, что в каком-то качестве Пивкин выгоден и самому Азарову, ведь крупные стройки в регионе подконтрольны далеко не одному Пивкину, и то же самое Московское шоссе проектировал и строил не один только Пивкин, а огромное количество причастных к этому компаний, лоббирующих кандидатуру министра.
Вот и выкручивался Пивкин как мог после скандала с Московским шоссе. Избрав тактику: лучшее защита – нападение, он подал в суд на подрядчика – ООО "Самаратрансстрой", которое, как выяснилось из решения по данному делу, не было проинформировано Пивкиным о том, что по центральной трассе будет ездить много машин.
Портал Stolica-s указывал, якобы в этой сфере используют непрозрачные схемы, в частности существуют площадки вроде ООО "Элрем-Сервис", учредитель которой, некий Магомед Бумбаров, выручил от подрядов 2,8 млрд. только за 2019 г. Не менее успешны и мутные структуры вроде ГК "Союз" Николая Васильева и ГК "Бизнес-Гарант" Ильи Руднева. Каждая из них имеет внушительную подпольную часть, представленную мигрантами, алкоголиками и наркоманами, на которых зарегистрированы целые «холдинги» из брошенных, обанкротившихся и разворованных фирм вроде ООО "Пузико".
По данным издания Stolica-s, эта компания некогда принадлежала супруге губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева, а потом попала в руки Ильи Руднева. Якобы деньги через него обналичиваются и перетекают в карманы бенефициаров схемы Пивкина. Вот такие вот метаморфозы происходят в Самаре при Пивкине.
Афиллянт Алафинова
Устойчивость позиций Пивкина связывают не только с экс-губернатором Меркушкиным, но и Иннокентием Алафиновым, бывшим совладельца банка ЮГРА и первым заместителем Министра транспорта РФ.
Крепкая мужская дружба Пивкина и Алафинова удерживает первого на плаву. И, судя по всему, пока Алафинов не дает утонуть своему товарищу.
А если покопаться в прошлом Пивкина, то там непочатый край для оперативников.
Например, их могло бы заинтересовать дела Пивкина за 2013 год, когда он создавал региональную авиакомпанию "Эйр-Самара" и взял в лизинг девять 13-местных Beechcraft King Air (часть в VIP-исполнении) за 1,4 млрд., которые чиновников "команды созидания" Николая Меркушкина в Мордовию и обратно. Вскоре первый самолет разбили, у "Эйр Самара" отозвали лицензию и проект замели под ковер. Об этом сообщала Stolica-s.
Причин для отставки Пивкина было множество, однако он пока сохраняет должность. В 2018 году Прокуратура Чапаевска в ходе проверки установила, что при въезде в город на участке автодороги Самара-Волгоград-Чапаевск "длиной более 3 км имеются дефекты дорожного покрытия в виде колейности от 3 до 7 см, что создает угрозу безопасности дорожного движения".
В связи с этим прокурор города ранее направил в суд исковое заявление об обязании министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области привести дорогу в надлежащее состояние. Шептались, что этого факта будет достаточно для отставки Пивкина, но этого не произошло.
Неродная гавань
Еще один скандал с Пивкиным связан со стоянкой на стрелке рек Волга и Самара яхт-клуба "Новая гавань", которому пришел конец в 2016 году.
Вышло распоряжение правительства региона № 41-р "Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества в целях обеспечения строительства мостового перехода "Фрунзенский" через реку Самара". И в это распоряжение попала и площадка "Новой гавани" — на самом конце Верхнего Мола были запланированы две опоры моста. Распоряжение выпущено на основании приказа министра Пивкина, в котором он прихватил лишних 30 гектаров земли. В зону отчуждения попал весь Верхний Мол, а не его часть действительно необходимая для беспрепятственного строительства моста.
Предложение по изъятию готовилось Минтрансом и, разумеется, принятие его в таком виде уничтожало "Новую гавань". Об этом сообщал "Парк Гагарина".
В сентябре этого года главный редактор газеты "Русский расклад" Владимир Спирягин в рамках журналистского расследования в Минтранс направил журналистские запросы, которые касаются хищения более миллиарда рублей бюджетных и кредитных средств в ходе строительства Кировского мостового перехода. Об этом Спирягин сообщал на своей странице в "Живом журнале", отметив, якобы "полученные им официальные ответы обошли суть заданных вопросов, поэтом он повторно сформулировал". В частности, журналиста интересовало, проводился ли Минтрансом области анализ причин, которые привели к тому, что в очередном конкурсе на ремонт Московского шоссе приняло участие только ООО "СамараАвтоТранс"?
Также общественность интересуется, считает ли Минтранс данную ситуацию недопустимой и требующей специального изучения в рамках антимонопольного комплайенса с целью выявления возможного сговора или некомпетентности сотрудников, которые готовили конкурсную документацию для закупки №28410521?
Спирягин справедливо заметил, что миллиард рублей – достаточно крупная сумма, возврат которой в бюджет позволит хотя бы частично устранить две тысячи годами игнорируемых жалоб жителей Самарской области на состояние дорог на "карте убитых дорог" ОНФ.
Подчеркнём, что в 2020 году регион вошел в десятку лидеров по количеству ДТП. В рейтинге качества дорог ОНФ, регион занял 103 место из 117.
Судя по всему, этой деструктивной стабильности в Самаре приходит конец, и арест подчиненного Пивкина – это начало серьёзного уголовного преследования в отношении виновников разбитых дорог, мутных схем с подрядчиками и безнаказанных коррумпированных чиновников.
У автовладельцев Самары, таким образом, появляется шанс освободиться, наконец, от "неусыпного контроля" Ивана Пивкина, по которому плачут многострадальные самарские дороги. Так какие у него перспективы в свете новых уголовных дел?
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости