Дерипаска опоХАБит аэропорт?
Олег Дерипаска настроен решительно. На базе краснодарского аэропорта олигарх мечтает построить крупный хаб. Не стоит ли Дерипаске "заземлиться"?
Холдинг "Базэл Аэро" Олега Дерипаски планирует создать на базе аэропорта Краснодара крупнейший на юге России хаб, передает корреспондент УтроNews. В течение 20 лет олигарх вложит в аэропорт 40,8 млрд рублей.
Бизнесмен хочет, чтобы пассажиропоток достиг 13,5 млн человек. Для того, чтобы этот план реализовался, аэропорту необходимо привлечь авиакомпанию, которая станет базовой. Амбициозные планы, ничего не скажешь. Тем более что проекту придется сражаться за пассажиропоток с ростовским аэропортом "Платов", входящим в "Аэропорты регионов" Виктора Вексельберга.
Как говорят эксперты, у "Платова" есть преимущества в виде уже построенного современного терминала и базовой авиакомпании "Азимут". Но и Дерипаска старается не отставать от своего давнего конкурента, а потому старается "захапать" побольше земель под свой будущий хаб. Вот только людей об этом не спрашивает.
К примеру, взлету Дерипаски помешало краснодарское садоводческое предприятие ЗАО "Плодовод". Олигарх решил вырубить яблоневые сады, ежегодно приносящие богатый урожай, и возвести на этом месте то, что обогатит лично его. А именно - VIP-гостиницы и склады для нового международного аэропорта. Дерипаске нужен новый актив, и на местных жителей ему плевать?
Возмущения граждан дошли до суда. Они требовали изъять земельные участки сельхозназначения под строительство воздушной гавани. Но в ноябре Арбитражный суд Краснодарского края встал на сторону АО "Международный аэропорт "Краснодар"" в его иске к ЗАО "Плодовод". Общая площадь земли, изымаемой под эти нужды у "Плодовода" составила 750 тысяч кв. метров, об этом писал "Коммерсант".
Проект терминала аэропорта Краснодара
"Аэропорт" предложил сельскохозяйственному предприятию 74 млн рублей в качестве компенсации, но местных такой откуп не устраивают - они не хотят отдавать сады.
Угодья ЗАО "Плодовод" принадлежат нескольким десяткам человек, подавляющее большинство которых трудится на садоводческом предприятии, которое, к слову, они с нуля создали своими руками. Но, видимо, краснодарские яблочки Дерипаска не очень любит - больше ему по вкусу деньги.
Ведь острой необходимости в создании инфраструктуры на месте садов нет. У аэропорта есть своя земля – 300 га. А потому зачем вырубать деревья еще и на территории "Плодовода"? Земля там нужна только для прокладки взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, а все остальное - это склады и гостиницы. Получается, "необходимость" заключается лишь в прибыли, которую построенные объекты будут приносить в карман Дерипаске.
Любопытно здесь то, что, как ранее писало УтроNews, до этого пайщикам уже удалось отстоять свои земли. Еще в 2012 году суд признал правоту предприятия в споре с тем же "Международным аэропортом "Краснодар", пытавшимся присвоить земли.
Вот только решение суда, ранее опубликованное на портале Право.ру, куда-то с ресурса исчезло. И, следует полагать, не просто так. Решили "замести" следы и начать все "с чистого листа"?
Но местные ничего не забыли. В надежде, что их просьбы будут услышаны, пайщики подготовили открытое письмо на имя президента РФ, губернатора Краснодарского края и еще чуть ли не в два десятка инстанций с мольбами о помощи.
Но не только их жалобу по поводу будущего аэропорта придется рассматривать главе государства. Задел "крылом" Дерипаска и других пайщиков, которые тоже остались без земель.
Первым делом - самолеты, ну а пайщики…
Неоднозначная ситуация сложилась и вокруг территории бывшего Пашковского совхоза, находящегося под Краснодаром. Не так давно стало известно, что у пайщиков могут забрать эти земли из-за запланированного расширения аэропорта.
Особенное возмущение местных вызвало то, что выкупить эти участки им предполагается по цене в 370 тысяч рублей за гектар. Собственники оценивают его стоимость в 4 млн рублей.
Речь идет о 340 гектарах паев, так что конечная сумма по оценке собственников составит около 1,3 млрд рублей вместо 125 миллионов, которые, как сообщают пайщики, предлагает компания. То есть экономия для структур Дерипаски составит более миллиарда!
По оценкам экспертов, стоимость участка в 4 млн рублей за гектар может быть завышена, однако и таких смешных денег, которые аэропорт предлагает пайщикам, участки стоить не могут. Но Дерипаска, судя по всему, экономит - у него ведь вон какие амбиции…
В пресс-службе аэропорта заявили, что выкуп территории осуществляются в полном соответствии с действующим законодательством, а все эти заявления - "вбросы", которыми промышляет некая группа лиц, которая использующая "ситуацию в своих корыстных интересах". Ах, точно, защиту собственных земель теперь называют корыстными интересами. Так что же тогда преследует господин Дерипаска?
Летная эпопея
То, что ростовский аэропорт "Платов" Виктора Вексельберга может выигрывать о будущего хаба Дерипаски, не может не злить бизнесмена. А потому, следует полагать, он не остановится.
Тем более, что конкурируют олигархи давно. Вспомнить только, какая борьба разворачивалась вокруг заполучения аэропортов. К примеру, за воздушную гавань в Красноярске Дерипаске пришлось отдать аж 4,05 млрд рублей, а это в два раза выше стартовой стоимости! Тогда лакомый "кусочек" был вырван у Вексельберга.
Однако настоящее противостояние между этими двумя мастодонтами все имели удовольствие наблюдать при передаче пермского аэропорта "Большое Савино".
Изначально была уверенность, что в конкретном случае позиции "Реновы" в Пермском крае незыблемы, ведь слухи о дружбе хозяина "Реновы" Виктора Вексельберга и тогдашнего губернатора Пермского края Виктора Басаргина были известны далеко за пределами этого региона.
И ведь изначально все так и вышло. Тогда на конкурсе по выбору инвесторов для строительства нового терминала в пермском аэропорту "Большое Савино" победу одержали структуры Вексельберга. Но что-то пошло не так.
В дело неожиданно вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая обнаружила в этом конкурсе серьезные нарушения. Так антимонопольщики несколько лет блокировали попытки воплотить в жизнь незаконную передачу подряда на строительство аэропорта без конкурса и приватизацию актива. Поговаривали, за этим мог стоять Дерипаска, в стороне потиравший ручки в ожидании, когда же аэропорт отойдет ему.
Но все случилось весьма иронично, как в той фразе: "Так не доставайся ж ты никому!". Актив "улетел" ООО "Новая Колхида", входящему в холдинг "Новапорт" Романа Троценко, а Вексельберг и Дерипаска остались ни с чем. Хотя, конечно, вряд ли имеющиеся богатства бизнесменов можно так назвать. В любом случае, теперь у них вновь появилась возможность посоперничать. В этот раз за пассажиропоток на юге страны.
"Улетная" репутация Дерипаски
Упущенный аэропорт - далеко не самое печальное поражение Дерипаски. Самым провальным, пожалуй, для миллиардера стал прошлый год, когда он оказался под санкциями, из-за которых ему пришлось отойти от управления En+ и "Русала".
Специализирующейся на недвижимости компании Terra Services пришлось сменить владельца. Правда, активы достались Валентине Дерипаске и Павлу Езубову, которые являются полными тезками матери и двоюродного брата миллиардера. Так что, по сути, не такая уж и потеря.
Тем более что весь прошлый год напоминал соревнования "кто больше поможет Дерипаске". Тогда правительство РФ составило список мер по поддержке "Русала", среди которых, например, планировалось увеличить пошлины на импорт алюминиевой продукции. Предлагали также размещать госзаказы в компаниях, оказавшихся под санкциями, а также рассматривали возможности поддержки компании олигарха через госбанки.
Однако не весь рынок оказался так расположен к бизнесмену. И отразилось это, кстати, именно на аэровокзальном бизнесе. Некоторые арендаторы площадей в аэропортовых комплексах отказывались платить аренду из-за неопределенности с активами санкционного олигарха. "Базэл Аэро" стало реже упоминаться в публичном пространстве: официальные сайты аэропортов избавились от приставки basel в адресной строке, единая пресс-служба "Базэл Аэро" распалась на отдельные представительства каждого из аэропортов, а пресс-секретари принялись просить журналистов не упоминать прежнее название оператора в своих публикациях.
Так, в этом году поползли слухи, что оператор аэропортов Краснодара, Сочи и Анапы — ООО "Базэл Аэро" даже хочет сменить название. В числе возможных вариантов наименования — ООО "Аэродинамика". Как тогда рассказали "Коммерсанту" источники в руководстве компании, делается это как раз для того, чтобы дистанцировать аэровокзальный бизнес от "Базового элемента" санкционного Олега Дерипаски.
Вот так репутация Дерипаски сказалась на работе аэропортов. Действительно, как-то не очень статус международного аэропорта плохо сочетается с нахождением под международными санкциями.
Получается, с чем-то Олегу Дерипаске все-таки приходится считаться? Однако исключительно в том случае, когда речь идет о потерях для его собственного кошелька. А потому недовольство каких-то пайщиков для бизнесмена лишь "пшик". Наверное, он уже "летает" в облаках, мечтая о крупнейшем на Юге России хабе. Но не пора ли спустить олигарха на землю и повнимательнее присмотреться к законности его методов ведения бизнеса?
Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости