Политика

«Сказки» Рахманова и реалии ОСК

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) фактически провалила выполнение госзадач, поставленных правительством, но ее гендиректор Алексей Рахманов остается в должности.

Как сообщил корреспондент УтроNews, большинство последних проектов ОСК, реализуемых под руководством Алексея Рахманова (новые атомные ледоколы, ремонт и модернизация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», «реставрация» атомного лихтеровоза «Севморпуть», строительство научно-исследовательских судов, обновление Северной верфи и др.), что называется, находятся не в жизнеспособном состоянии. Но если почитать многочисленные интервью Алексея Львовича, вырисовываются самые радужные перспективы в отечественном судостроении. Пиар превыше всего для некоторых топ-менеджеров. Главное – красиво себя преподнести публике.

«Звездочка» в «черном списке»

Тем временем судостроительную корпорацию сотрясают новые задержания ответственных менеджеров, заводятся новые уголовные дела (за последние несколько лет их уже накопилось около 70-ти!). Накануне в Центре судоремонта «Звездочка» по подозрению в коррупционных операциях правоохранителями были задержаны руководитель отдела ядерной радиационной безопасности ЦС Денис Поникаровских и двое его заместителей. А ведь речь идет о главном участнике модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

ЦС «звездочка»: от былой славы не осталось следа

Несколько дней назад Арбитражный суд Москвы отклонил просьбу ЦС «Звездочка», который просил признать противозаконным внесении центра судостроения в «черный список» недобросовестных поставщиков, в котором предприятие оказалось, когда одно из российских ведомств расторгло контракт на обслуживание и ремонт кораблей Северного флота. Цена вопроса – более 100 млн рублей. Суд также взыскал со «Звездочки» более 200 млн рублей неотработанного аванса. Такие факты никакими бравурными интервью не поправишь. Репутация – дело тонкое, приобретается долго, а потерять можно в один миг.

Когда сдадут «Адмирала Кузнецова»?

Модернизация дока под крейсер «Адмирал Кузнецов» тоже продвигается не шибко. Конфликт с подрядчиком АО «И.И.С.» закончился судом и расторжением контракта. По словам Рахманова, «И.И.С.» не отчитался об использовании 1 млрд рублей. С новым подрядчиком – компанией «Оргэнергострой» он обещает не срывать сроки сдачи крейсера «Адмирал Кузнецов». В реальности «Оргэнергострой» уже сорвал сроки первого этапа работ – строительство ограждающей перемычки, которое происходит с отставанием в 4 месяца. Так что Алексей Рахманов явно лукавит.

Модернизация крейсера «Адмирал Кузнецов» затянулась

Мало того, подорожал второй этап модернизации – из-за повышения требований к сейсмоустойчивости до 7,9 балла. На сегодня, по словам Рахманова, предполагается пониженная сейсмичность в 6 баллов. И винит во всем предыдущего подрядчика ЦТСС, который якобы некачественно выполнил проектно-изыскательские работы. А куда же смотрел глава ОСК? Изыскания бывшим генпроектировщиком выполнялись в строгом соответствии с нормативами, их одобрили в ГлавГосЭкспертизе. Дело в том, что «Оргэнергострой» не выполняет работы по предварительной расчистке дна перед погружением, предусмотренные проектной документацией. Рахманов признается, что удорожание работ составит около 14 млрд. рублей. Общий бюджет – 23,7 млрд рублей.

Первоначально ремонт авианесущего крейсера оценивали почти в 80 млрд рублей, из которых 23 млрд рублей – стоимость реконструкции сухого дока. Однако в 2019 году ОСК расторгла контракт с АО «И.И.С.». В «И.И.С» обвинили заказчика в ненадлежащем финансировании и задержках предоставления проектной документации. Сейчас ОСК и АО «И.И.С.» судятся. Крейсер должен был по плану зайти в док в 2022 году, теперь сроки перенесли на 2023 год. Причина – неэффективность управления и системы контроля в ведомстве Рахманова. К такому выводу пришли проверяющие из Генеральной прокуратуры. Поэтому Алексею Львовичу не стоит искать крайних, лучше в своем хозяйстве разобраться.

Убыточные атомоходы

Сложности у ОСК и с новыми атомными ледоколами. В этом году Балтийский завод сдал с опозданием атомоход «Арктика». Правда, потом выяснилось, что у ледокола серьезные проблемы в системе электродвижения. В августе судно поставят в док на Кронштадтском морском заводе, чтобы заменить сломанный двигатель. Получается, что судно выпустили в Северный Ледовитый океан с серьезной поломкой?

Неисправный и убыточный атомоход «Арктика»

Кроме того, даже сам Рахманов признает, что «Арктика», как и атомный ледокол «Сибирь» на данный момент убыточны. Причина – в значительном изменении перечня комплектующих после введения антироссийских санкций. Понадеялись вначале на импортные детали и запчасти, а затем проект ледокола пришлось переделывать приблизительно на 60%.

По расчетам главы ОСК, серия атомоходов проекта 22220 станет рентабельной лишь с третьего судна – атомохода «Урал». Выходит, миллиардные вложения практически не окупаются. Зачем тогда строить такие дорогие ледоколы? Для престижа державы?

Приключения лихтеровоза

Беда и с атомным лихтеровозом «Севморпуть», который сейчас от берегов Анголы идет в Питер на повторный ремонт. Атомный грузовоз должен был доставить новый зимовочный комплекс на научную станцию «Восток» в Антарктиде. Но в середине ноября на судне поломался винт, и пришлось прервать дорогостоящий поход.

Примечательно, что последний ремонт «Севморпути» происходил на Канонерском судоремонтном заводе в Петербурге. Тогда привели в исправное состояние и винто-рулевой механизм. И вот опять поломка.

Лихтеровоза «Севморпуть» не дождались полярники

«Севморпуть» построили в Керчи еще в 1988 году. Гигантский лихтеровоз перевозил в разы больше грузов, чем прежние аналогичные суда. В 1998 году лихтеровоз из-за отсутствия средств на восстановление энергоресурса поставили на прикол. «Старика» решил реанимировать Росатом.

Несколько лет он совершал важные рейсы в Арктике. Но полярники с другого полюса лихтеровоза так и не дождались. Теперь как минимум на год пришлось отложить модернизация сильно изношенной станции «Восток». Подвели в ОСК полярную экспедицию.

Зачем терпеть Рахманова?

Алексей Рахманов руководит ОСК более 6 лет. Он уже четвертый по счету начальник самой проблемной госкорпорации. Проверки Генпрокуратуры регулярно выявляют многочисленные нарушения в ее деятельности. Финансовое состояние организаций корпорации год от года ухудшается. А деньги, выделяемые из бюджета для оздоровления судостроительных предприятий, оказываются чудесным образом на депозитных счетах коммерческих банков.

«Сказочник» Алексей Рахманов

Такие результаты предсказуемы. Дело в том, что Рахманов любит пристраивать на хлебные должности в ОСК «своих» людей и родственников. К примеру, тендер Кронштадтского морского завода на реконструкцию территории у крейсера «Аврора» выиграла фирма, которой владеет Дмитрий Рахманов. Некоторые СМИ утверждают, что это родной брат главы корпорации.

Да и с законом в ОСК не все в ладах. Например, в Хабаровском крае возбуждалось уголовное дело по факту хищения более 300 млн рублей с использованием векселей. В итоге Амурский судостроительный завод попал в долговую зависимость от кипрской офшорной компании. На Кипр же ведут следы проданных акций КБ «Вымпел». Правда, суд все-таки аннулировал эту сделку. Гендиректор «Северной Верфи» в Северодвинске Александр Ушаков обвиняется в пропаже 38 млн бюджетных рублей.

Однокашники Рахманова вывели в офшоры три компании «Росшельфа». Ущерб от их операций составил более 570 млн рублей. Еще они оприходовали более 14 млрд рублей, полученных на строительство ледостойкой платформы, которую заказал «Лукойл». Добавим, что на заседании Морской коллегии в Петербурге пришли к выводу, что миллиарды, выделенные ОСК на импортозамещение, были «съедены» впустую. Люди Рахманова смогли предоставить лишь демонстрационные образцы новой продукции.

Ключевые посты в судостроительной отрасли при Рахманове стали занимать люди, чрезвычайно далекие от судостроения. Например, Алексей Жидаков, бывший председатель правления РИА «Новости», был внешним управляющим Тушинского машиностроительного завода, где попался на невыплате зарплаты в сумме более 21 млн рублей. А потом этот ценный кадр всплыл в ОСК. А вице-президент ОСК по гражданскому судостроению Евгений Загородный ранее занимался производством солнечных батарей. Каков прок от таких топ-менеджеров?

Вступая в должность руководителя ОСК, Рахманов обещал кураторам в правительстве собрать команду профессионалов, которая, ни много ни мало, выведет госкорпорацию в мировые лидеры судостроения. Но прорыва не последовало. Зато новый головной офис ОСК в Петербурге обошелся 1,8 млрд рублей! А авиакрейсера, атомоходы и лихтеровозы подождут? Понятно, что в приоритете у Алексея Львовича. С таким подходом далеко не уплывешь.

Напрашивается резонный вопрос: доколе будут «топить» отечественное судостроение? И не пора ли людям, принимающим ключевые решения, сделать соответствующие выводы из происходящего в Объединенной судостроительной корпорации?

Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости
ВВЕРХ