Экономика

Цены в поле зрения ФАС?

Ценовая политика компаний оказалась в центре внимания: ФАС хочет, чтобы упростили ценовой контроль рынков.

Цены в поле зрения ФАС?

Фото: РИА «Новости» / Григорий Сысоев

Российская федеральная антимонопольная служба и Минэкономики РФ предлагают расширить контроль над ценообразованием на рынке. Предложено внести поправки к ФЗ-46 от 8 марта текущего года (о поддержке граждан и бизнеса в условиях санкционных мер), сообщает корреспондент УтроNews со ссылкой на «Коммерсант».

Авторы документа считают, что ситуация с ростом цен нередко определяется не экономическими процессами, а недобросовестным поведением спекулянтов, а документ поможет бороться с этим.

Итак, предлагается запретить в 2022–2024 годах согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к установлению «экономически необоснованной цены» продукции, поясняет издание. Уточняется, что речь идет о росте цен, не обусловленный существенным изменением спроса или предложения, цен на сырье и материалы или тарифов. Предлагается сделать так: оценивать обоснованность роста цен на основании заключения Минэкономики и поручения кабмина.

Руководитель экспертного центра «Деловой России» по антимонопольному регулированию Сергей Колесников (чьи слова приводит «Коммерсант») считает, что предлагаемые изменения расширяют полномочия антимонопольной службы, облегчают условия вмешательства в ценообразование рыночных игроков. «Поправки могли быть востребованы в условиях резкого роста цен весной, но теперь же мы наблюдаем дефляцию и видим риски избыточного контроля», — добавляет он.

Партнер консалтинговой фирмы Kulik & Partners Law.Economics Кирилл Дозмаров поясняет, что ранее для установления факта согласованных действий федслужбе необходимо было доказать согласованность, однако, согласно предлагаемому проекту, будет достаточно установить лишь факт превышения цены, а еще ее необоснованность.

«Из диспозиции нарушения убирают главную и сутевую часть нарушения — саму согласованность действий. Для ФАС это значительно упростит возможность быстро вмешиваться в бизнес-процессы и применять санкции», — предполагает он.

Ценовой вопрос

Тема цен поднимается не в первый раз. Особенно активно этот вопрос обсуждался после появления ковида. В частности — в 2020 году были подписаны соглашения о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло.

«Ключевым механизмом сдерживания цен станут многосторонние взаимообязывающие соглашения отдельно по сахару и по подсолнечному маслу, действующие с 20 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года. Их уже подписали федеральные и региональные торговые сети, поставщики, отраслевые ассоциации производителей и торговли», — сообщала тогда пресс-служба кабмина.

А в марте уже этого года министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, говоря о ситуации на продовольственном рынке, заявил, что Россия уже давно полностью обеспечивает себя всеми основными видами продовольствия (зерно, мясо, рыба, сахар и др.).

«… поверьте, отечественные производители знают, как работать в условиях ажиотажа. У нас аналогичная ситуация была и в 2020 году, в начале пандемии, когда многие заводы были вынуждены практически круглосуточно работать. Сейчас предприятия так же наращивают производство и, конечно, готовы адаптироваться под новые запросы рынка, поэтому бояться дефицита точно не стоит», — заявил он.

И добавил, что отечественные аграрии обеспечат Россию продовольствием в полном объеме.

А еще министр заявил, что отечественные производители работают в условиях постоянного повышения себестоимости, что не может не отражаться на розничных ценах.

«Исключать инфляционные риски нельзя, но тем не менее будем работать над их минимизацией. Правительством уже принят целый ряд решений, которые позволят сдержать этот рост и сохранить доступность продуктов питания для людей. В первую очередь речь о дополнительных мерах поддержки производителей», — пояснял политик.

Однако это продукты. А что с другими видами товаров? Напомним, что в связи с событиями этого года ряд иностранных компаний приостановили деятельность в РФ, а кто-то и вовсе покинул российский рынок. Настало время отечественным компаниям выйти на первый план?

Читайте нас на Яндекс.Дзен, GOOGLE Новости и Яндекс.Кью
ВВЕРХ