Экономика

«Непотопляемый» Рахманов

Глава «Объединённой судостроительной корпорации» Алексей Рахманов пытается скрыть истинный масштаб потерь от пожара на «Адмирале Кузнецове», чтобы удержаться в своём кресле?

Как сообщает корреспондент УтроNews, президент «Объединённой судостроительной корпорации» Алексей Рахманов, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не получил критических повреждений в ходе внезапного пожара.

Якобы, дорогое оборудование, которое могло сгореть, к моменту пожара было уже демонтировано. «Произошедшее не окажет существенного влияния на бюджет и сроки ремонта крейсера», – заявил Рахманов в интервью РИА «Новости».

При том что ранее источники «Коммерсанта» называли сумму ущерба кораблю в районе 95 млрд рублей. Колоссальная сумма, практически равная стоимости самого авианесущего крейсера. Если цифра близка к верной, не проще ли построить новый крейсер?

Почему-то Рахманов забыл добавить, что возгорание, вспыхнувшее на этой неделе, уже унесло жизни двух человек. Расследованием происшествия на крейсере занимается межведомственная комиссия – она работает вместе с рабочей группой ОСК.

К тому же еще не понятно, по чьей причине вообще возник пожар. Иска, с которой всё началось, вспыхнула во время ремонтных работ, которые производили подчинённые самого Рахманова.

Что если он пытается скрыть правду о реальном ущербе  Адмиралу Кузнецову, чтобы прикрыть халатность кого-то из своих людей?

«Пожар на Адмирале Кузнецове»

За такую оплошность в размере 95 млрд рубелей не расплатится вся ОСК вместе взятая. А что если у дела есть и уголовное измерение? Сокрытие масштабов произошедшего может быть выгодно руководству корпорации. Не говоря уже о финансовой составляющей вопроса.

Круговорот денег в ОСК

Сегодня предприятия Объединённой судостроительной корпорации под руководством Рахманова задолжали порядка 68 млрд рублей. Он сам подтвердил это в интервью «Коммерсанту» .

При этом чуть ли не единственный путь, как Рахманов разбирается с долгами входящих в ОСК предприятий – это докапитализация их активов за бюджетный счёт. Чтобы затем выплатить долг этих предприятий самой ОСК.

Другими словами, Рахманов даёт деньги казны своей же ОСК путём увеличения уставного капитала её дочерних структур-должников. В прошлом году это произошло в случае с «Выборгским судостроительным заводом» – ему «докинули» 790 млн рублей.

И это называется эффективное управление предприятием?

Например, за 2017 год ОСК получила 30 млрд рублей из бюджета, потому что сама  с завидной регулярностью работает себе в убыток. И это при наличии заказов. Их достаточно, но заводы ОСК не всегда вовремя справляются с таким объемом работ.

При такой эффективности Рахманов умудряется выбивать деньги из бюджета на самые разные нужды. В том же 2017 году Минпромторг, как поговаривают, большого друга Рахманова Дениса Мантурова, выделил ОСК 2,5 млрд рублей на программы льготного лизинга.

До этого корпорация уже получила на это почти 1 млрд рублей. Тогда руководство ОСК заявлило, что рассчитывает на дальнейший рост бюджетного финансирования: уже в 2018 году это должно было обойтись казне почти в 30 млрд рублей.

Корпорация поглощает бюджетные деньги буквально десятками миллиардов, а на верфях происходят пожары с ущербом на те же миллиарды рублей. При этом чистоплотность самого Рахманова давно уже вызывает вопросы.

Например, крайне странная ситуация сложилась с разработкой новой подводной лодки «Варшавянка». Ей занимается «Адмиралтейская верфь», входящяя в  «Объединённую судостроительную корпорацию».

Специально для строительства подлодки на верфи была заказана трёхмерная модель судна у компании «Новит-Про». Однако, получить модель ОСК не успело – гендиректора «Новит-Про» Валерия Пшеничного обвинили в хищении порядка 100 млн рублей.

Его поместили в СИЗО. Однако очень скоро вполне здоровый Пшеничный внезапно скончался там при не до конца понятных обстоятельствах. Споры о характере его смерти идут до сих пор.

По слухам, хищение бюджетных денег, выделенных на разработку 3D модели, могло быть проведено в сговоре с некими высокопоставленными сотрудниками ОСК, а изначальная стоимость работы была существенно завышена. Пшеничный мог рассказать следователям много интересного?

Примечательно, что вместе с Пшеничным по делу был арестован и главный инженер «Адмиралтейских верфей» ОСК Глеб Емельченков.

Мог ли иметь к этому отношение Рахманов – неизвестно, однако разработка Варшавянки – проект стратегический. Он обязан был быть в курсе всего, что происходит в этом направлении. И уж тем более о колоссальных средствах казны, расходуемых на этот проект.

Как и в случае с «Варшавянкой», в ситуации с Адмиралом Кузнецовым не покидает ощущение, что нам что-то недоговаривают. Будто пытаются что-то скрыть. А скрыть на таком уровне обычно пытаются для того, чтобы спасти свою шкуру.

«Оруженосец Мантурова»

Впрочем, вряд ли Алексей Рахманов сильно беспокоится. Поговаривают, что его подчинённые иногда называют его «Оруженосец Мантурова». Не слишком гордый титул, пусть даже Рахманов действительно выходец из мантуровского Минпромторга.

Именно бывшего председателя совета директоров ОСК, министра Дениса Мантурова называют тем, кто де-факто управляет корпорацией и входящих в её состав предприятий.

Якобы  именно он «выбивает» для корпорации наиболее крупные государственные заказы, не связанные с оборонной промышленностью.

С его же помощью принимаются нужные ОСК законы. Есть версия, что закон об ограничении использования судов иностранной постройки на «Северморпути» был принят именно под ОСК Мантурова и Рахманова. Можно не сомневаться, что река бюджетных денег  в их направлении не иссякнет.

Однако, если бы со строительном кораблей – пусть даже за такие деньги, – в ОСК Рахманова всё было гладко. Но нет. Например, корпорация испытывала серьёзные проблемы со сдачей атомных ледоколов, заказанных у входящего в неё «Балтийского судостроительного завода».

С большим трудом выполняет заказы и «Северная верфь». Ей уже приходилось переносить сроки сдачи по крупным контрактов. Например, по контракту на 12 млрд рублей по созданию судов тылового обеспечения сроки сдвигали с 2014 на 2017 год.

Неудивительно, что строительство атомного ледокола «Лидер», примерная стоимость которого оценивается в 70 млрд. рублей, решили поручить не ОСК, а верфи «Звезда» в Приморском крае. При том, что сама верфь еще не готова до конца.

Похоже, что в этом случае Сечин, который курирует стройку верфи, воспользовался проблемами ОСК, чтобы забрать этот заказ для своей структуры. Рахманов подыграл ему ненамеренно или специально?

На фоне всех проблем ОСК, многомиллиардных долгов, просроков по сдаче судов и даже происшествий с жертвами, как случилось на «Адмирале Кузнецове», Алексей Рахманов остаётся непотопляемым.

Если выяснится, что в пожаре виновата преступная халатность, если ущерб действительно исчисляется десятками миллиардов – это может стать соломинкой, которая переломит хребет верблюду и отправит Рахманова на пенсию.

Может, поэтому он пытается всех убедить, что на крейсере ничего критического не произошло?

Читайте нас на Яндекс.Дзен и GOOGLE Новости
ВВЕРХ